Найти в Дзене

Кладбище авиатехники на Ходынке: судьба самолётов

Решение открыть музей авиации на Ходынском поле было принято в 1989 году и уже 2 года спустя, из списанной техники, находящейся на территории аэродрома имени Фрунзе начали формировать некое подобие экспозиции. Однако в лихие 90-е что-то пошло не так. Музея так и не вышло. Самолёты и вертолёты много лет гнили под открытым небом, их безнаказанно потрошили, в них ночевали бомжи.
Аэродром имени Фрунзе на Ходынском поле, открытый в 1910 году, прекратил своё существование спустя 2003 году. Оставшуюся на аэродроме воздушную технику в итоге выставили вдоль бывшей ВПП 09/27. За годы количество экспонатов несостоявшегося музея поредело: из почти 70 летательных аппаратов осталось лишь 47, а судьба оставшихся была очень туманной. История ходынского кладбища самолётов закончилась в 2012 году. Территорию бывшего аэродрома отдали под застройку и старым самолётам здесь больше не было места. Техника была выставлена на продажу и над ней замаячила безрадостная перспектива превращения в металлолом. В и

Решение открыть музей авиации на Ходынском поле было принято в 1989 году и уже 2 года спустя, из списанной техники, находящейся на территории аэродрома имени Фрунзе начали формировать некое подобие экспозиции. Однако в лихие 90-е что-то пошло не так. Музея так и не вышло. Самолёты и вертолёты много лет гнили под открытым небом, их безнаказанно потрошили, в них ночевали бомжи.

Аэродром имени Фрунзе на Ходынском поле, открытый в 1910 году, прекратил своё существование спустя 2003 году. Оставшуюся на аэродроме воздушную технику в итоге выставили вдоль бывшей ВПП 09/27. За годы количество экспонатов несостоявшегося музея поредело: из почти 70 летательных аппаратов осталось лишь 47, а судьба оставшихся была очень туманной.

История ходынского кладбища самолётов закончилась в 2012 году. Территорию бывшего аэродрома отдали под застройку и старым самолётам здесь больше не было места. Техника была выставлена на продажу и над ней замаячила безрадостная перспектива превращения в металлолом.

В итоге машины спас предприниматель Вадим Задорожный - владелец крупнейшего в России музея техники. Выкупив большую часть самолётов, Задорожный отправил их в Калужскую область, в город Медынь, где задумал организовать ещё один музей, всецело посвящённый авиации.

И вот, спустя много лет просматривая старые фотографии, я вспомнил свой первый и единственный визит на Ходынку. Мне стало интересно, какая судьба в итоге постигла борта, которые я успел снять?

-2

На Ходынское кладбище самолётов я попал летом 2011 года, во время своей первой командировки в Москву. День вылета был свободен полностью, поэтому было принято решение посвятить его авиации. В Монинский музей я тогда так и не попал, о чём сильно сожалел несколько лет. Но Монино до сих пор стоит, а от самолётов на Ходынке давно остались лишь фотографии да воспоминания.

Попасть за ограждение не составило труда - у самого забора мы наткнулись на сторожа, который пробормотав: "По 100 рублей с человека" и открыл нам калитку. Сторож скрылся в своём вагончике, а мы остались наедине с несколькими десятками летательных аппаратов, медленно доживающими свой век под открытым небом.

-3

Ил-14Т с номером 08 (красный), серийный 148001908. Был передан на Ходынку Джохаром Дудаевым и в 1992 году перелетел на аэродром. В 2009 году ночевавшие в салоне самолёта бомжи устроили пожар, из-за которого сильно верхняя часть фюзеляжа.

В 2012 году началась разборка самолёта. Уцелевшие детали частично были отправлены в Тушино, послужив донорами для восстановления двух аналогичных Ил-14Т. Другая часть деталей уехала в Медынь.

-4

Миг-27 б/н 27 (красный), в 2012 году был перевезён в музей техники Вадима Задорожного в Красногорском районе Московской области. С 2018 года стоит в музее военной техники в Верхней Пышме. В 2019 году получил совершенно вырвиглазную схему покраски, максимально далёкую от реальной.

-5

Крайний сверху МиГ-25М б/н 710 (синий). В 1975 году под обозначением Е-266М установил ряд рекордов в скороподъёмности, поднявшись на высоту в 25 километров за 2 минуты 34 секунды, а затем на высоту в 35 километров за 4 минуты и 11 секунд.

Ещё один рекорд на этом самолёте был поставлен 22 июля 1977 года. Лётчик-испытатель Александр Федотов поднял самолёт на высоту в 37 080 метров в грузом в две тонны на борту. Этот рекорд до сих пор остаётся непревзойдённым.

Сейчас самолёт так же находится на территории медынского музея авиации.

-6

Ещё один МиГ-25 с номером 55 (красный). Информацию о службе этого перехватчика в интернете найди не удалось. После закрытия ходынского кладбища самолётов как и большинство своих собратьев оказался в Медыни.

-7

МиГ-21СМТ с закрашенными бортовыми номерами. Серийный номер 500AT15. До прибытия на Ходынку имел серебристый окрас и номер бортовой 59. В 2012 году пополнил экспозицию подмосковного музея техники Вадима Задорожного, где получил новый окрас и номер 71.

-8

Это был единственный самолёт, на который я забрался столь непочтительным для техники образом. К сожалению заглянуть внутрь через разбитый фонарь можно было только так. Кабина ожидаемо была в ужасном состоянии: всё, что могли унести - унесли.

-9

Один из прототипов истребителя Су-27 - Т-10 с бортовым номером 20 (синий). Свой первый полёт совершил в 1982 году. После серии испытаний и доработок в Москве и Ахтубинске был переоборудован в технологический макет Су-27К, позже получившего обозначение Су-33.

Покинул Ходынку одним из последних, в апреле 2013 года. После этого 4 года пролежал в Медыни в разукомплектованном состоянии. Наконец в 2017 году самолёт отреставрировали и установили на постамент.

-10

Су-15 б/н 85 красный. Ещё один постоялец Медыни, уехавший туда в компании ещё трёх Су-15.

-11

Справа на фото вертолёт Ми-2 с номером 03 (жёлтый). В числе прочих счастливчиков уехал в музей Вадима Задорожного.

Слева - тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-6, номер 29 (красный). В отличие от "маленького Ми" в Медынь не попал и осенью 2012 года был распилен на части.

-12

Ми-8 б/н 54 (жёлтый). Изначально летал в ВВС СССР, в 1991 году оказался на Ходынке, где стоял с блоками НАР на пилонах. После вертолёт перекрасили в цвета "Аэрофлота", нанеся бутафорский номер СССР-11052 в хвостовой части. Плоскости с пилонами при этом оставили.

Ни в один из музеев этот ми-8 не попал и в октябре 2012 года разделил участь Ми-6.

-13

Ми-24А - одна из первых версий знаменитого "Крокодила", за характерное остекление кабины прозванная "стаканом". Бортовой номер 33 (красный). Увезён в Медынь вместе с Ми-1 и Ми-2.

-14

Ми-24Д номер 60 (белый). В отличие от своей ранней версии уехал не в Калужскую область, а в Московскую - в музей техники, где сейчас демонстрируется в составе уличной экспозиции.

-15

Ил-28 с серийным номером 36603607. Как и прочие "жители" Ходынки был выставлен на продажу в 2012 году и сейчас его можно увидеть во всё том же подмосковном музее Задорожного.

-16

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Из России в Азию: какая судьба ждёт Ту-204 Red Wings?

Судьба самолёта: история Ту-154 RA-85677

Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани

Судьба самолёта: история Ан-24 с трассы М4

Судьба самолёта: история борта RA-85630

Судьба самолёта: история астраханского МиГ-23