Найти в Дзене
Black Maria Кино

"Почему кино стареет, а литература нет?" - История французского кино от Жан-Люка Годара

В 1995 г. Британский институт кино запустил документальный проект "Век кино", где яркие представители киноиндустрии из разных стран рассказывают о своем видении отечественной истории кино. О французском кино должен был рассказать легендарный Жан-Люк Годар, режиссер "На последнем дыхании", "Презрение", "Мужское-женское", "Альфавиль" и др.

Жан-Люк Годар. Источник фото: oir.mobi
Жан-Люк Годар. Источник фото: oir.mobi

Однако вместо того, чтобы вспомнить о ключевых событиях в истории кино и о ключевых именах, Жан-Люк Годар задал зрителям очень непростые вопросы и оставил их без ответов.

В 1995 году мир праздновал столетие кинематографа. Датой отсчета истории кино принято считать 28 декабря 1895 года. Именно тогда братья Люмьер организовали первый платный кинопоказ для зрителей в «Гран-кафе», бульвар Капуцинок, дом 14, Париж.

Кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" 1895 г. - один из фильмов, показанных на первом публичном коммерческом кинопоказе братьев Люмьер.
Кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" 1895 г. - один из фильмов, показанных на первом публичном коммерческом кинопоказе братьев Люмьер.

Однако Жан-Люк Годар задается вопросом - почему кино как искусство чествуется от даты, когда это искусство превратилось в коммерческий проект. Ведь 28 декабря 1895 годы - это всего-лишь дата первого коммерческого показа кино. И получается что мир, празднуя столетие кино, на самом дете воспевает не изобретение и не искусство. А нечто иное.

Изобретение кинематографа - это одно из величайших изобретений 20-го века. Оно очень сильно изменило жизнь людей во всем мире. Но Жан-Люк Годар скептически относится к идее отпраздновать столетие кино. Ведь подобные празднования - это всего-лишь попытка предать чрезмерное значение чему-то, что много лет пренебрегалось.

Жорж Садуль - один из первых кинокритиков и теоретиков кино. В 1946 г. он начал выпускать многотомное издание по истории кино. Эти книги - главное свидетельство того, как развивалось киноискусство и киноиндустрия, запечатленное непосредственными участниками.
Жорж Садуль - один из первых кинокритиков и теоретиков кино. В 1946 г. он начал выпускать многотомное издание по истории кино. Эти книги - главное свидетельство того, как развивалось киноискусство и киноиндустрия, запечатленное непосредственными участниками.

В отличие от всего остального мира, кинематограф Франции изначально был не только бизнесом, но и искусством, частью культурной жизни. С самых первых шагов во Франции существовали кинокритики, которые пытались анализировать значение "двигающихся картинок".

Кино безусловно преуспело в задаче превратиться в крупный бизнес.

Но превратилось ли кино в искусство?

Фильмы 1910-х, 1920-х, 1930-х, 1940-х, 1950-х и даже более ранних годов мы все четко и жестко определяем как "старое" кино. Но книги мы никогда так не называем, литература может быть классической, но не старой...

Рекламный буклет компании "Пате". Символично, что братья Пате держат в руках проектор и фонограф. Но не саму камеру, так как они были влиятельными французскими кинобизнесменами, но не творцами.
Рекламный буклет компании "Пате". Символично, что братья Пате держат в руках проектор и фонограф. Но не саму камеру, так как они были влиятельными французскими кинобизнесменами, но не творцами.

Что это значит? Значит кино смертно? "Старые" фильмы не живут в современном мире. Да, их иногда показывают на празднествах, на фестивалях и телеканалах. Но эти показы сопоставимы с выставкой музейных экспонатов. "Старое" кино не живет, не оказывает никакого влияния на современную культуру и абсолютно неизвестно широкой публике.

В честь 100-летия кино во Франции проходила выставка об истории кинокомпании "Пате", основанной в 1896 г. и существующей до сих пор. "Пате" является значимой частью истории французского кино. Однако Жан-Люк Годар акцентирует наше внимание на том, что основатели компании Шарль и Эмиль Пате на самом деле ничего не создавали - ни искусство, ни изобретений. А лишь успешно занимались бизнесом во всем мире.

Кадр из фильма "Путешествие на луну" 1902 г. Жоржа Мельеса. Жорж Мельес - яркий пример успешного и влиятельного кинематографиста, который был долгие годы забыт и отвергнут не только зрителями и киноиндустрией, но и историками кино.
Кадр из фильма "Путешествие на луну" 1902 г. Жоржа Мельеса. Жорж Мельес - яркий пример успешного и влиятельного кинематографиста, который был долгие годы забыт и отвергнут не только зрителями и киноиндустрией, но и историками кино.

Их имена остались в истории кино. Однако имена режиссеров и актеров канули в Лету. Более того, даже сейчас "старое" кино - это предмет коммерческих интересов. Чтобы что-то показать, нужно купить право на демонстрацию. Например, фильмы великого Жоржа Мельеса не вошли в программу празднования 100-летия кино, просто потому что организаторы не смогли договориться с правообладателями...

Робер Ле Виган, Дита Парло, Жак Беккер, Макс Линдер, Надя Сибирская, Катрин Гесслинг, Андрэ Дебар, Эдди Константин - эти и многие другие имена ничего не говорят людям. Их знают только исследователи истории кино.

Макс Линдер был ведущим комиком компании "Пате" и являлся всемирно известной знаменитостью. Его успех предшествовал славе Чарли Чаплина и Бастера Китона. Источник фото: ciclic.fr
Макс Линдер был ведущим комиком компании "Пате" и являлся всемирно известной знаменитостью. Его успех предшествовал славе Чарли Чаплина и Бастера Китона. Источник фото: ciclic.fr

"Великая иллюзия" 1937 г. Жана Ренуара, "Дамы булонского леса" 1945 г. Робера Брессона, "Летний свет" 1943 г. Жана Гремийона, "Правила игры" 1939 г. Жана Ренуара, "Сильвия и привидение" 1946 г. Клода Отан-Лара, "Не тронь добычу" 1954 г. Жака Беккера, "Ангелы греха" 1943 г. Робера Брессона, "Прощай, Филиппина" 1962 г. Жака Розье и прочие "старые" фильмы - никто их не смотрит. Они скучны...

Кадр из фильма "Великая иллюзия", 1937 г.  - Один из самых значимых фильмов в истории французского кино повествует о событиях Первой мировой войны.
Кадр из фильма "Великая иллюзия", 1937 г. - Один из самых значимых фильмов в истории французского кино повествует о событиях Первой мировой войны.

Фильмы - это зеркала. Они слишком многое отражают и поэтому считают себя глубокими. Но старые скучные фильмы сейчас - это всего-лишь груз мертвых знаний. Кинематографу сложно идти в ногу со временем...

Что такое кино? Похоже за сто лет истории человечество так и не определилось с ответом на этот вопрос. Но вопрос этот более чем интересен...

Источник информации: Документальный фильм "История французского кино от Жан-Люка Годара" 1995 г.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )