Найти в Дзене

Полюбуйтесь, как восстанавливали МАЗ-205

МАЗ-205 – грузовик знаковый. Кучи тяжестей взвалил он на свои плечи в послевоенные годы, когда страна залечивала полученные раны, горы работы переделал, будучи единственным тяжелым самосвалом, выпускавшимся в то время массово, но работа на износ его и погубила – машин, сохранившихся до сегодняшнего дня, можно пересчитать по пальцам.

Людей, которым довелось поучаствовать в реставрации легендарных «двухсотых» МАЗов, тоже единицы. С одним из них удалось познакомиться благодаря работе на автомобильном портале abw.by. Он рассказал, как проходило восстановление.

-2

Вообще-то МАЗом-200 эти грузовики стали не сразу. Сначала это были ЯС-4, разработанные в Ярославле и появившиеся в качестве опытных образцов в 1938 году. Начало серийного производства было намечено на 1942 год, но Великая Отечественная спутала все планы.

-3

В результате первая машина под названием ЯАЗ-200 была выпущена лишь в 1947 году, когда СССР особенно остро нуждался в тяжелых самосвалах и бортовых грузовиках большой грузоподъемности. В этом же году производство из Ярославля передали на Минский автозавод, а автомобиль переименовали в МАЗ. Существовали три основные модификации машины – бортовая (МАЗ-200), седельный тягач (МАЗ-200В) и самосвал (МАЗ-205).

-4

Вот МАЗ-205 и попал в руки реставраторов. Состояние машины естественно оставляло желать много лучшего. Особенно пострадала платформа, у которой из родных элементов остались лишь деформированное основание и погнутые боковые усилители-контрфорсы. Остальное было утрачено, в том числе уникальный механизм ручного запирания заднего борта.

-5

Досталось и раме, которую многократно переваривали и усиливали. Не иначе в самосвал грузили какие-то камни и другие тяжести, что неудивительно, ведь работа в карьерах была специализацией этих машин.

-6

Короче, детали платформы пришлось не восстанавливать, а изготавливать новые. К сожалению, из технической документации до наших дней дожили лишь несколько чертежей, поэтому конструкцию и размеры пришлось копировать с МАЗ-205, установленного на постаменте перед центральной проходной Минского автозавода. Считается, что эта машина – единственный образец, дошедший до наших дней в стопроцентно оригинальном состоянии.

-7

А дальше по результатам измерений детали проектировались заново и изготавливались. Повторять многие технологические приемы 80-летней давности при современных возможностях не имело смысла, поэтому немало деталей изготавливалось иначе.

-8

Например, оригинальный рычаг отпирания заднего борта выполнялся литьем и представлял собой единую деталь, а новый рычаг – это сварная конструкция из семи деталей.

-9

Реставраторы признают, что об абсолютно точном воспроизведении автомобиля говорить не приходится, но в общем и целом восстановленная копия повторяет попавший на реставрацию экземпляр, который, к слову, сошел с конвейера в 1959 году – за 6 лет до окончания производства легендарной модели.

Если статья понравилась: ставьте лайки – это важно для ее продвижения в Ленте Дзена, значит, с ней познакомится больше желающих. И подписывайтесь на канал, если есть желание быть в курсе автомобильной жизни – прошлой, нынешней и в перспективе. Пока…