Найти тему
Кирилл Максимов

Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.

Прогресс в 60-х казалось никогда не стоял на месте. В мире шла гонка вооружений, создавалась новая техника, совершенствовалась имеющаяся техника. Иногда новые проекты успевали устаревать, не успев появиться. Что-то подобное происходило в гражданской авиации. Тот же Ту-104 к началу 1960-х успел морально устареть, хотя первый полёт совершил только 5 лет назад. Собственно поэтому Туполевцы не сидели на месте и начали проектировать новый самолёт. Так началась история самого массового советского реактивного самолёта.

Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.
Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.

Это время стало настоящим авиационном шоу. В СССР появился Ту-134, Ил-62, Ан-10, Ту-124 и ещё ряд усовершенствованных модификаций самолётов. Правда были в этом и минусы. Аэрофлот по сути эксплуатировал одинаковые в плане задач самолёты, а это дополнительные траты на обучение экипажа, переподготовка технических специалистов. Поэтому требовалось создать самолёт который смог бы заменить все другие среднемагистральные самолёты расстоянии до 4000 км. Изначально планировалось создать увеличенную версию Ту-104, а от Ту-134 оставить привычную схему с заднемоторной компоновкой.

Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.
Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.

Такое решение было оправданно, так как уже летавший Ту-134 показывал неплохие результаты, тем более для безопасности перелётов предпочтительнее использовать схему "двигатели сзади", так как минимизируется крутящий момент в случае отказа. Приятным бонусом становилась тишина в салоне. Однако у всего есть свои недостатки.

Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.
Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.

Первой проблемой стала "аэродинамическая тень", которая уже успела угробить похожий BAC 1-11. Катастрофа борта привела всех конструкторов, что заднемоторная компоновка при больших углах атаки попадает в аэродинамическую тень крыла и теряет функциональность. Решали эту проблему ограничением максимальных углов атаки и другими способами. В 1968 году в небо поднялся первый лётный образец, который в 1969 году отправился в Ле-Бурже.

Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.
Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.

Самолёт получил самую современную автоматическую систему управления (которая сейчас называется "автопилот"). Широко применялась дублирующая система приборов, что автоматически увеличивало безопасность полётов при поломках. В качестве силовой установке использовали НК-8, а позже на смену пришёл специальный двигатель Д-30КУ-154, который отличался повышенным ресурсом. Кстати, реверсом тяги оснащались только двигатели в мотогондолах, чего было вполне достаточно.

Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.
Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.

В заключении скажу, что Ту-154 стал символом своего времени и визитной карточкой авиационной промышленности СССР. Если честно хочется ещё полетать на этом гиганте из прекрасных советских сказок. Буду надеяться, что наследники не ударятся в грязь лицом и станут символами уже нашей авиации. А там глядишь и зарубежные самол1ты догоним.

Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.
Ту-154. Самолёт, которым гордится любой житель СССР. История создания.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Инстаграм. Там вы найдёте больше фотографий. На этом всё, счастливых поездок.

#транспорт