ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ
Представим, что возле единственной двери в церковное здание, где должно произойти подлинное поклонение Богу, стоял бы ангел и спрашивал каждого входящего: “Подготовил ли ты свое сердце и жизнь к поклонению Богу Всемогущему?” Какие ответы мог бы услышать этот Божий посланец? Вообще, знали бы шедшие на богослужение, чего Бог от них хочет?
Псалом 14 может служить сценарием к этой вымышленной сцене. В нем Богу задается вопрос: “Чего Ты требуешь?” Очень вероятно, что этот псалом был каким-то образом связан с публичным богослужением. Наверное, псалмов тридцать можно отнести к этой категории или типу. Псалом, согласно подзаголовку, был написан Давидом и представляет собой прекрасный образец маленькой проповеди.
В псалме поднимается очень важный вопрос: “Кто достоин жить в присутствии Яхве?” или “Кто подготовлен к тому, чтобы жить в Его присутствии?” Вопрос задается Самому Богу в ст. 1, а все остальные стихи псалма представляют Его ответ - ответ, который должен заставить каждого, кто прочтет его, внимательно проанализировать свою совесть.
«Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» (ст. 1).
“Пребывать” - значит находиться все время, оставаться. Вопрос такой: “Кто может прийти и остаться жить вместе с Богом?” Слово “обитать” означает также “быть частью семьи Божьей” или “жить на правах члена Его общины”. Псалмопевец не интересуется тем, кто наносит Богу лишь короткий визит; он хочет знать о том, кто намерен жить постоянно в Его присутствии.
Ответ на эти два вопроса дан с двух противоположных точек зрения: в виде утверждения и в виде отрицания. Одиннадцать частей ответа обсуждаются в псалме. Перечень названных качеств нельзя считать исчерпывающим. Это общий портрет того, кто достоин быть принят Богом и пользоваться Его постоянной защитой и гостеприимством. Основная черта в этом списке - непорочность.
Так кто же будет допущен в присутствие Божье и кому будет предложено постоянное проживание вместе с Ним?
I. ТОТ, КТО СТРЕМИТСЯ ЖИТЬ ПО ПРАВДЕ(ст. 2, 4)
В первой части ответ дается в утвердительных выражениях и может быть выражен следующим образом: “тот, кто стремится к праведности в своем сердце и жизни”.
«Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем» (ст. 2).
Человек, угодный Богу, должен характеризоваться непорочностью в трех основополагающих областях: в мыслях, жизни и делах. Давайте рассмотрим каждую из них в порядке, обратном тому, как они представлены в тексте.
Говорить истину в сердце своем - это значит быть абсолютно искренним с самим собой, с другими людьми и с Богом. Подлинность и прозрачность составляют содержание этой характеристики. Говорить истину устами - это, несомненно, важно, но говорить истину в сердце самому себе и Богу - гораздо важнее. Псалмы заявляют, что Богу требуется истина “внутри себя” (50:8).
Непорочность сердца являет себя в непорочности жизни. Бог хочет, чтобы Ему служил человек, который “ходит непорочно”, то есть чтобы его или ее жизнь была безупречна перед Богом. Нормой для такого человека является сердечная преданность Богу и абсолютная честность в делах с людьми.
Говоря другими словами, тот, кто угоден Богу, “делает правду [проявляет праведность]”. Эта фраза, по всей видимости, параллельна фразе “кто ходит непорочно”. Обе они выражают одну мысль: тот, кто может иметь общение с Богом, поступает правильно и говорит правду, потому что желание делать это диктует сама его природа, его дух. Сердце такого человека подобно сердцу Бога, а его жизнь обусловлена его образом мышления, подобным мышлению Божьему.
«Но который боящихся Господа славит» (ст. 4).
Далее, решимость этого богоугодного человека выполнять волю Божью видна в его личной убежденности и том, как он воодушевляет других. Он всегда готов ободрить тех, кто пытается поступать по правде.
«Кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет» (ст. 4).
Когда он дает обещание, он выполняет его, даже если это ему самому идет во вред. Он убежден, что обещания существуют для того, чтобы их выполнять.
II. ТОТ, КТО ПРОТИВОСТОИТ ЗЛУ (ст. 3-5)
Второй угол, под которым псалмопевец преподносит ответ, содержит отрицание. Он понял, что Бог смотрит не только на то, что представляют собой люди и что они делают, но также и на то, что они допускают и чему противостоят.
«Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего» (ст. 3).
Человек, который по сердцу Богу, не клевещет на других и не делает никому зла. Он не рассказывает историй, которые вредят жизни или репутации друзей и вообще людей. Истина в его сердце; истина у него на губах; истина в его образе жизни.
Он стремится делать своему ближнему добро, а не зло. “Зло” - это общий термин, подразумевающий любой вид вреда или греха.
«Тот, в глазах которого презрен отверженный» (ст. 4).
Он не покрывает грех и не поощряет никого это делать. Посвятив свою жизнь праведности, он противостоит любому злу в печати, в людях и в публичных выступлениях. Его позиция против зла и против вреда, который наносят злые люди, очевидна для тех, кто знает его.
«Кто серебра своего не отдает в рост» (ст. 5).
Праведный человек бережно относится к деньгам. В особенности он не пытается извлечь выгоду из беды, в которую попали другие. Духовность и благородство живут в одном сердце.
Это заявление в отношении ростовщичества следует рассматривать на историческом фоне жизни Израиля. Книга псалмов была написана в период действия закона Моисея. Израильтянин давал деньги взаймы нуждающемуся брату без каких-либо процентов. Закон требовал от него не наживаться, давая деньги взаймы брату. Но в то же время он мог брать проценты с займа, предоставленного иноземцу (Исх. 22:25; Лев. 25:37; Втор. 23:20; Неем. 5:7; Прит. 28:8). Этот закон, несомненно, выражал идею о том, что израильтяне должны заботиться друг о друге как братья. Псалмопевцу было сказано, что тот человек угоден Богу, который соблюдает этот закон из чувства сострадания к другим.
Смысл этой фразы в применении к христианину будет заключаться в том, что честность, проявленная во всех делах, воздает Богу честь и славу. Праведный человек следит за тем, чтобы не обогатиться за счет неудач другого человека. Он искренне беспокоится о других благодаря непорочности своего сердца.
«И не принимает даров против невинного» (ст. 5).
Праведный человек не закрывает глаза на истину ради денег. Подкуп в любом его проявлении - это плохо, но использование подкупа в целях против невинного или невиновного особенно отвратительно Богу (Исх. 23:8; Втор. 10:17; 16:19; 27:25). Божий человек будет противостоять искушению воспользоваться взяткой, так как люди для него дороже денег.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь у нас есть один из самых ценных ответов в жизни. Богу был задан вопрос: “Какого человека Ты приглашаешь в Свое общение?” Бог в ответ назвал одиннадцать чистой пробы качеств. Его ответ четок и ясен.
Все мы, несомненно согласимся с той картиной, которая была нарисована. Томас Джефферсон сказал: “Псалом 14 просто замечателен. Он указывает... на отличительные качества истинного джентльмена”. Большинство из нас сказали бы, что эти характеристики даже превышают понятие джентльмена. Мы, подобно псалмопевцу, сказали бы, что человек, соответствующий этому описанию, - честный душой, живущий непорочно и праведно, воодушевляющий праведных, сдерживающий свой язык, надежный друг, выполняющий свои обещания, честно зарабатывающий себе на хлеб, не пытающийся нажиться за чужой счет, не берущий взяток и всегда говорящий правду, - это человек, угодный Богу. Такой человек ходит с Богом, поклоняется Богу как надо и оправдан Богом для мира грядущего.
О человеке, угодном Богу, сказано еще одно, заключительное слово, больше похожее на обещание: он последователен в своей преданности, и ветры перемен в жизни не оказывают на него влияния. Он не утратит своей связи с Богом, так же как и Бог не утратит Своей связи с ним. Он всегда будет стоять крепко.
«Поступающий так не поколеблется вовек» (ст. 5).
Если бы Богу нужно было написать вашу биографию, смог ли бы Он сделать это с помощью той краткой характеристики, которая изложена в этом псалме?
• Ходит непорочно.
• Делает правду.
• Говорит истину в сердце своем.
• Не клевещет.
• Не делает другим зла.
• Не верит злословию о ближнем своем.
• Презирает нечестивого.
• Уважает народ Божий.
• Выполняет свои обещания.
• Не дает деньги взаймы под проценты.
• Не прибегает к подкупу с целью навредить невинному.