Найти тему

ПСАЛОМ 23: КАКИЕ ПОКЛОННИКИ УГОДНЫ БОГУ

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ

Между псалмами 23 и 14 обнаруживается явное сходство. Оба они приводят необходимые условия общения с Богом, только в псалме 14 эти качества более конкретны, а в псалме 23 дается, скорее, общее основание для всех этих качеств.

Повод для написания псалма 23, псалма Давида, в заголовке не указан, но его содержание позволяет предположить, что он был написан по случаю перенесения ковчега завета из дома Аведдара к горе Сион (2 Цар. 6:12-19; 1 Пар. 13:1-28). Никакое другое событие в период царствования Давида так не соответствует этому псалму, как этот в высшей степени важный момент.

Ковчег символизировал Божье присутствие, и его перенесение в Иерусалим было одним из величайших событий в жизни Давида и всего израильского народа. Возможно, этот псалом был написан по случаю празднования внесения ковчега в скинию, специально приготовленную для него Давидом на горе Сион. Мы не можем быть абсолютно уверены в этой догадке, но такое объяснение псалма согласуется с последовательностью описанных в нем действий.

Очевидная тема этого псалма - качества, необходимые тем, кто поклоняется Яхве. Псалом прямо говорит, чье поклонение будет угодно Богу, и косвенно - чье поклонение Он отвергнет.

Первая строка утверждает всевластие Господа. Оттого, что ковчег находится в Иерусалиме, никто не должен вообразить, будто великого Бога Израиля можно заключить в ларец, держать в стенах города или связать с одним народом.

«Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее на ней; ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее».

Итак, автор первым делом констатирует факт: вся земля, а не только одна Палестина, принадлежит Богу. Он владеет физическим миром и всем, что в нем, включая человека. Он - единственный Вседержитель. Грамматическая конструкция предложения является эмфатической: усиливает ту мысль, что никто, ровным счетом никто не владеет ею, кроме Бога.

Во-вторых, автор указывает причину этого всеохватного заявления: Бог владеет потому, что Он сотворил. Он создал всё и всех, и по праву творения Он есть непревзойденный Господь всего сущего. Он отделил воду в начале, и появилась суша (Быт. 1:9). По Его повелению суша вышла из воды; так обитаемая земля была “основана” на морях и “утверждена” на реках.

«Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?» (ст. 3).

После утверждения Божьего верховенства над вселенной псалмопевец переходит к вопросу о том, кто может приблизиться к Нему в поклонении. Какое общение допускает Всемогущий Бог? Какое поклонение Он приемлет?

Упомянутое место, “гора Господня”, это Сион, земное местопребывание присутствия Божия. Значит, Давид в своем вопросе спрашивает: “Кто может подняться в скинию, где будет ковчег, и встать там, чтобы повести людей в богослужении?” В этом вопросе угадывается еще один: “Кто вообще те поклонники, чье поклонение Бог с удовольствием принимает?” Таким образом, псалом отвечает на вопрос: “Как человеку входить в присутствие Божье?”

I. С БЛАГОЧЕСТИЕМ(ст. 4-6)

«Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно» (ст. 4).

Первая часть ответа на этот вопрос - “с благочестием”. Главное здесь - чистота, и ответ подразделяется на две части: внешние требования и внутренние требования.

На поверхности ответ предполагает, что поклоняющийся должен иметь чистые руки и не клясться обманно. Неповинные руки не запачканы насилием или другими греховными делами (Ис. 1:15-17; 1 Тим. 2:8). Руки “неповинны” в смысле нравственной чистоты, безупречного поведения. Руки не действуют самостоятельно, без участия сердца и разума, но о них сказано особо, чтобы подчеркнуть дела поклоняющегося. Его уста не клянутся, чтобы обмануть. Ложь особенно отвратительна Богу всякой правды. Истинный поклонник правдив в мыслях и на словах.

Глубинная же суть ответа состоит в том, что поклоняющийся должен иметь чистое сердце и правдивую душу. Руки символизируют поступки человека, а сердце - сущность человека. Из нечистого сердца исходят злые мысли, а из чистого - праведные помыслы, верования и цели (Мф. 15:19). Бог смотрит не только на действия, но и на их мотивы.

“Клясться душою”, или “возносить душу”, как в 24:1, - значит вкладывать сердце и разум. Слово, в ст. 4 переведенное “напрасно”, передает идею тщетности, как в поклонении лжебогам (“суетные идолы”; 30:7). Бог не хочет, чтобы человек, стремящийся к ложному и пустому, приносил Ему жертвы.

«Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя Своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» (ст. 5, 6).

Бог воздает тем, кто честно ищет Его и должным образом поклоняется Ему. Псалмопевец говорит, что истинно поклоняющийся получит благословение от Господа. Этот дар, несомненно, включает Божье присутствие и обетования. По-настоящему ищущий Бога не только будет иметь привилегию пребывать в Божьем благодатном присутствии, но также ощутит на себе Божью щедрость. Кто делает то, что правильно, получит от Бога праведность; кто верен Богу, получит данные верным обещания.

Это описание качеств истинно поклоняющегося представляет род людей, искренне преданных Господу. Они ищут лица (дружеского присутствия) Бога Иакова.

II. С БЛАГОГОВЕНИЕМ(ст. 7-10)

«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - Царь славы» (ст. 7-10).

Еще одним качеством тех, кого принимает Господь, является благоговение. Эта истина косвенным образом выражена в последней части псалма - в том, как ковчег был внесен в возведенную для него скинию.

Возможно, последнюю часть псалма пели, когда ковчег принесли к горе Сион, чтобы созвать привратников, которые должны были открыть для него ворота. Поскольку ковчег символизирует залог Божьего присутствия в народе, то о Боге поется как о входящем в ворота великом Царе.

Стих 7 в оригинале предваряется словом селах (см. Современный Перевод), указывающим на паузу, после которой раздается возглас, чтобы верхи ворот поднялись и двери пропустили великого Царя Израиля. Эти двери названы “вечными” в силу их древности и потому, что они были частью поклонения вечному Богу.

Чтобы подчеркнуть торжественность момента, подошедшим с ковчегом задается вопрос: “Кто сей Царь славы?” В ответ Бог называется Богом-воителем Израиля. Он - славный Царь, великолепный и величественный. Он - Яхве, Крепкий и Сильный, всесильный в слове, всемогущий в действии и непобедимый в битве.

Снова повторяется просьба к воротам подняться, чтобы можно было внести ковчег, и в ответ звучат те же слова: “Кто сей Царь славы?” Это повторение является поэтическим приемом и, возможно, было нужно для попеременного пения двух хоров. Во втором ответе говорится, что это Господь сил, Бог, который действует не только как Командующий израильскими войсками, но и как Владыка Вселенной.

Ворота распахиваются, ковчег вносят и устанавливают в скинии на отведенном ему месте, в центре святого святых.

Следующая часть псалма дышит благоговением и славой, которая принадлежит Богу небес. Слова Давида не только описывают великолепие; они символизируют наивысшее положение Бога, Царя Израиля. Он - великий Царь, Всемогущий, Господь Сил, Господь всей земли и всех людей. И поклоняться Ему нужно так, как того заслуживает Владыка Вселенной.

Последнюю часть псалма можно, наверное рассматривать как прообраз возвращения Иисуса в Божье присутствие после Его земного служения. Однако нет никаких свидетельств того, чтобы вдохновенные авторы Нового Завета толковали этот псалом именно таким образом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какая у нас должна быть жизнь и что мы должны иметь на сердце, когда мы предстаем перед Богом в поклонении? Мы должны подходить к Нему с благоговением и чистой жизнью - с благоговением, потому что Бог является нашим Творцом и Искупителем, и с чистой жизнью, потому что Бог чист и свят по Своей природе.

Говорят, что человек уподобляется тому Богу, которому он поклоняется. Этот псалом позволяет нам также сказать, что Бог требует, чтобы мы уподобились Ему, если хотим Ему поклоняться. Он Бог, а не человек. Он беспредельно выше нас. Он милостив, доступен и достижим, но Его нельзя оскорблять. Поклоняться Ему нужно в соответствии с Его сущностью. Он любит всех людей (2 Пет. 3:9) и каждого приглашает прийти к Нему, но принимает Он только тех, кто приходит к Нему на Его условиях. Он свят, и святость является пропуском в Его присутствие.

Поклонение Богу есть величайшая привилегия рода человеческого - и одна из величайших обязанностей, от которой не может уклониться ни один человек. Надлежащее поклонение требует, чтобы мы были надлежащими людьми и приносили надлежащие жертвы, тем самым исполняя требования Великого Царя, к которому мы пришли поклониться.