Два, не побоюсь этого слова - гениальных мастодонта современных телесериалов. Боджек и Сопрано - с первого взгляда, казалось бы, совершенно разные. Один повествует о боссе мафии Нью-Джерси, пытающимся сохранить баланс между управлением криминальной организацией и семейной жизнью вне нее. Второй - об антропоморфном коне, павшей голливудской звезде, борющейся с одиночеством, собственной циничностью и алкоголизмом. Итак (поскольку сопрано вышел раньше), что же мультсериал про голливудскую звезду позаимствовал у прародителя современного телевидения и как развил эти идеи. Давайте разбираться.
Перед прочтением, предупрежу, что в кино я профан, все суждения субъективны, а правду определит каждый сам.
1. Персонажи
Про схожесть главных героев - Тони и Боджека, поговорим позже, под отдельным подзаголовком. Сейчас уделим время второстепенным персонажам.
- Доктор Мелфи и Диана.
Роль их, что там, что там - буквально одинакова. Обе героини помогают главному герою избавиться от своих внутренних демонов. В "Сопрано" роль Мелфи говорит нам об этом напрямую - психолог копается в прошлом героя, пытаясь найти причину его обморокам.
В Боджеке, хоть номинально Диана и является лишь автором биографии главного героя, при этом она несознательно становится "свидетелем" его жизни, всех грехов, взлетов и падений. Ей Боджек доверяет больше всего, а их разговоры становится катарсисом сериала (например - сцена на крыше, повторенная создателями в конце 6-ого сезона, и зациклившая сериал). Обе становятся путем очищения главного героя, хоть и не достигают своей цели.
- Кристофер Молтисанти и Тодд.
В первую очередь, герои очень похоже визуально: оба молоды, имеют схожие черты лица, сильное различие лишь в тоне одежды.
И Кристофер и Тодд не знают чего хотят от жизни, часто меняют хобби, постоянно находятся в поиске себя и в некой неуверенности в своем будущем. Молодые и горячие зависят от своего "духовного наставника" в лице главного героя, и во многом им приходится лишь подстраиваться под них и мириться с их решениями. Различие в судьбе героев настигнет нас лишь в конце сериалов - если Тодд все же сумеет уйти из-под гнета своего "учителя", и начать новую жизнь, то Кристофера ждет более трагичный конец.
- Поли Галтиери и Мистер Подхвост.
Возможно, у автора СПГС, ведь сходств здесь и вправду не так много. Оба персонажа немного наивны, не очень умны и становятся своими выходками чуть ли не комедийной частью проектов. Для Поли главной фишкой становится его неуместный смех, который Тони в 6 сезоне даже называет нервным тиком. Подхвост в свою очередь, буквально каждым своим появлением смешит зрителя своей добродушностью и простотой.
- Любовницы главных героев.
Сначала я хотел вписать в этот пункт Глорию Трилло, которая после расставания с Тони сравняла счеты с жизнью, что объединяет ее с Сарой Линн трагичностью смерти(причем в обоих случаях по вине главного героя). Но потом вспомнил, что сюда можно отнести и других героинь сериала. Например, Адриана Ла Сёрва, которая, хоть и по своей вине обрела себя на погибель, но не стоит забывать кто отдавал приказ. Сюда же можно отнести кучу любовниц Тони, отношение с которым все же не осталось безболезненным. Тони оставил отпечаток на жизни многих женщин, в том числе и на жизни своей жены - Кармелы. У Боджека историй абьюза тоже, хоть отбавляй. Помимо Сары Линн, это и олениха Шарлотта (которой он испортил жизнь), и Джина (которой он испортил жизнь) и Принцесса Кэролин (да, да, угадайте, что он сделал). Этот список можно продолжать долго, так что поверьте - вот настоящий абьюз, а не эти ваши Джонни Деппы и Эмбер Херды.
Писать о сходствах второстепенных персонажей можно долго - тут и аналогии Кармелы с Принцессой Кэролин, Шток Розы и Мэдоу, не говоря уже о матерях главных героев. Надеюсь хоть немного я вас убедил этим бредом, перейдем к следующему пункту.
2. Судьбы главных героев.
Пойдем из детства. У обоих оно - не из простых. Отношение родителей преследует героев на протяжении всей их дальнейшей жизни. Мать Тони не ценила заботы со стороны сына, постоянно ворчала и упрекала его. Ее утомляли трое детей и подавлял нелюбящий муж. В будущем она также будет свидетелем заговора против Тони и позволит выписать ему чуть ли не "смертный приговор". Отец Тони, Джонни Сопрано, воспитывал сына грубо и жестко (что еще ожидать от капо мафии?). Тони в молодости был свидетелем тюремной отсидки Джонни, а позже не раз его заставал за "мафиозными делишками", одно из которых и способствовало его первой панической атаке.
Что же с Боджеком? Все буквально то же самое, только в менее гангстерском антураже. Такое же пренебрежительное отношение родителей, которые честно признаются, что их сын - нежеланный ребенок, и без него было бы лучше. Если Тони обретает своего главного врага в лице панических атак из-за жестокости отца, то Боджек делает это благодаря матери. В один из ее запоев, он, совсем маленький, делает несколько глотков из ее бутылки с водкой, что становится отправной точкой в его карьере алкоголика. Параллели видны даже в сюжетных арках: Отношение родителей с детства негативно складывается на жизни главного героя, при этом становится отправной точкой его пагубной привычки. В дальнейшем отец семейства трагически погибает, а мать в припадках маразма критикует и упрекает сына при любой попавшейся ситуации. Это описание отлично подходит к обоим произведениям, пусть и с небольшими нюансами. Параллелей много и в образе жизни персонажей. Оба имеют беспорядочные половые связи, порой изменяя своей женщине с любовницами, употребляют много алкоголя, а порой принимают наркотики (осуждаю). Оба эгоисты, но при этом любящие свою семью (в случае Боджека - Шток Розу). Оба жестоки, тщеславны, эгоцентричны. Попробуйте сами подобрать эпитет для описания одного из персонажей - скорее всего он же подойдет и для второго.
3. Визуальные и идейные требьюты.
Вы когда-нибудь замечали как похожа серия "The View from Halfway Down" из 6-ого сезона Боджека и "Mayham" из 6-ого сезона Сопрано (кстати, только сейчас заметил, что количество сезонов снято одинаковое). Обе серии посвящены пребыванию героя в чистилище, где, в особняке, его ждут умершие за время сериала персонажи. Она буквально является борьбой героев, чтобы остаться в живых. Если в Сопрано предсмертной агонии героя посвящён небольшой сон в середине серии, то в Боджеке этому посвящена целая серия (что не удивительно, ведь он больший акцент ставит на драме).
Также очень похожи сны главных героев. То есть сны Тони и наркотические трипы Боджека. В них они видят фантасмагоричные образы, мало что имеющие с реальным миром, но при это таящие в себе кучу метафор, интерпретацией которых фанаты занимаются до сих пор.
Визитной карточкой сериалов стало наличие серий-одиночек с необычной концепцией. Это серии, в которых общий сюжет сильно не продвигается, а перед героем стоит локальная проблема, которая уже в следующей серии не будет иметь значения. Они, в основном, сняты креативно, ставят героев в необычные обстоятельства, а сценарий в них - мое почтение. В Сопрано, из самых известных, серии "College" о поступлении Мэдоу, шикарная "Pine Barrens" про сбежавшего русского, в Боджеке - "Fish Out of Water", снятая почти без единого слова, "Free Churro", в которой Боджек ведет монолог на протяжении 20 минут, стала одной из самых знаменитых в сериале (только подумайте, на imdb у нее в среднем в 6 раз больше оценок чем у остальных серий), а также горячо любимая мной "Ruthie", в свое время пробрала до мурашек, даже если не хотите смотреть сериал, посмотрите ее, не пожалеете.
4. Проблемы, поднимаемые в сериалах.
Как бы не было банально, каждый найдет здесь что-то свое. Это и тема одиночества, тема борьбы с собственными слабостями и проблемами, являющаяся лейтмотивом на протяжении сериала, поиск границы гуманности, и ответа на вопрос - когда человек перестает быть человеком, а когда заслуживает шанса на исправление? Каждый персонаж заставляет нас задуматься, и если в Сопрано это происходит через призму криминала, а в конце авторы буквально произносят знаменитое клише - все гангстеры заканчивают одинаково, то Боджек делает акцент на драматической части, но убавляет в размахе. Да, вопреки сказанному в заголовке, это все еще разные сериалы, для разной целевой аудитории, с разными приоритетами, но при этом имеющие так много общего.
5. Итог.
Они показывают нам обычную жизнь, загнанную в интересную обстановку, с самобытным антуражем и необычными, эксцентричными персонажи, но все еще - обычную человеческую жизнь, порой, с простыми, бытовыми проблемами, порой, завязанную на их эпатажном занятии. Они показывают жизнь со всеми ее взлетами и падениями. Показывают в героях самих нас, со всеми нашими проблемами, некоторые из которых так и останутся не решенными, но, на то мы и просто люди. Люди, совершающие ошибки, иногда поступающие опрометчиво, порой необдуманно, эгоистично и цинично - но все еще люди (тут я сужу только о семейной жизни Тони Сопрано, о криминальной деятельности речь не веду, так сказать - осуждаю). Это ода человеческой глупости, копающаяся в потемках нашей души, по сути, сеанс психотерапии, нацеленный на каждого из нас.
Если понравилось такое небольшое киноэссе, могу в будущем отдельно разобрать Боджека, Сопрано или другие кинопроизведения. Всех благ.