Найти тему
Цифровой Океан

Цифровая школа: как компьютерные игры меняют сферу образования

Оглавление

Компьютерные игры захватили мир подростков, тотально поглотив внимание молодых людей. Понимая, что не могут составить новой забаве конкуренцию, преподаватели решили поставить игру на службу образованию, превратив врага в друга. Тогда и родился термин «геймификация».

Год назад Министерство просвещения России в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» предложило использовать в обучении «игровые виды цифровых образовательных ресурсов», то есть, по сути, серьезные игры.

В первую очередь речь шла о таких предметах, как математика, информатика и технологии. Обучающие игры в этих сферах уже есть, в том числе относительно известные.

МАТЕМАТИКА

В ней нужно строить виртуальные фигуры при помощи виртуальных же циркуля и линейки.

Всего в игре на настоящий момент примерно полторы сотни заданий, сложность которых постепенно возрастает. Причем если первые легко выполнить чисто интуитивно, то для более продвинутых придется заглянуть в учебник по евклидовой геометрии.

Как и львиная доля других математических игр, Euclidea относится к жанру головоломок. По сути, они представляют собой сборник задач, загруженный в телефон ученика.

Но в этом же состоит и проблема Euclidea: игра может привлечь только тех детей, которые уже интересуются геометрией.

Чарльз Кумбер, учитель из Сан-Диего, провел урок геометрии в игре Half Life: Alyx. Он рисовал схемы виртуальным маркером на стекле оранжереи и демонстрировал физические эффекты, бросая на пол предметы. Игра Half Life: Alyx предназначена для шлемов виртуальной реальности.
Чарльз Кумбер, учитель из Сан-Диего, провел урок геометрии в игре Half Life: Alyx. Он рисовал схемы виртуальным маркером на стекле оранжереи и демонстрировал физические эффекты, бросая на пол предметы. Игра Half Life: Alyx предназначена для шлемов виртуальной реальности.

Гораздо охотнее игроки применяют математические навыки в развлекательных играх.

  • К примеру, в «Героях меча и магии» (Heroes of Might and Magic) нужно все время считать ходы, количество жизней противника, наносимый урон.

И судя по популярности игры, расчеты никому не кажутся утомительными: игрок сам не осознает, какое огромное число вычислений он вынужден делать в течение одной игровой сессии.

Конечно, для ученика старших классов посчитать все это в уме не составляет особого труда. А вот для тех, кто учится в младшей и средней школе, это важная и очень полезная задача.

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ

В начале 2000-х менеджер банка Wells Fargo решил научить студентов обращаться с деньгами. Они создали игру, в которой участникам выдавали виртуальные денежные средства, и их нужно было правильно использовать.

В награду обещали тем, у кого будет высокий рейтинг в игре, в будущем давать кредиты под лучший процент. Ничем хорошим это не кончилось: сначала играли сотни человек, затем десятки, а потом идею забросил даже сам банк.

Причина неудачи, вероятно, в том, что люди не любят, когда их обманывают. Банк стремился заработать на игроках, а не увлечь их.

Популярные стратегические игры действительно развивают скорость мышления и гибкость ума — ​это подтвердило исследование Университета Куин Мэри в Лондоне. Ученые анализировали умственные способности людей, играющих в космическую стратегию StarCraft и симулятор домохозяйства The Sims.

Rolbox — ​это онлайн-платформа со 120 миллионами пользователей, в которой можно создавать собственные игры. В апреле, в разгар пандемии и ограничительных мер, разработчики Rolbox выпустили серию семинаров для преподавателей, чтобы научить их делать обучающие игры самостоятельно.
Rolbox — ​это онлайн-платформа со 120 миллионами пользователей, в которой можно создавать собственные игры. В апреле, в разгар пандемии и ограничительных мер, разработчики Rolbox выпустили серию семинаров для преподавателей, чтобы научить их делать обучающие игры самостоятельно.
  • Есть целый поджанр экономических симуляторов — ​например, Capitalism, Industry Giant, Railroad Tycoon (и другие многочисленные игры серии Tycoon, то есть «Магнат») или знаменитый SimCity, — ​в которых игрокам нужно решать весьма непростые экономические и математические задачи. Хотя они об этом даже не задумываются.

ИСТОРИЯ

Есть множество игр, базирующихся на реальных исторических событиях.

  • Одной из самых известных, положившей начало жанру «глобальных стратегий» с глубокой привязкой к реальной истории, стала Europa Universalis.

В первоначальной версии, вышедшей еще в 2000 году, игроку предлагалось сыграть за одно из европейских государств в период с 1492 по 1792 год, а в последующих выпусках исторические рамки значительно расширились, так что благодаря игре стало возможно изучать и античный период, и Наполеоновские войны.

За последующие 20 лет мы пережили настоящий бум исторических стратегий — ​трудно найти период, который нельзя было бы «отыграть» в какой-то из игр.

  • Это и большие серии, где можно выбрать конкретную эпоху, такие как Total War, и «специализированные» стратегии, в которых речь идет об узком периоде, — ​например, Victoria (Викторианская эпоха), Hearts of Iron (1936–1948 годы) или Geopolitical Simulator (Новейшее время, включая события последних 20 лет).
Кевин Пелоквин, преподаватель истории из Монреаля, планировал отправиться вместе со своими студентами в путешествие по Греции. Пандемия нарушила его планы. Учитель не растерялся: он дал учащимся задание пройти компьютерную игру Assasin’s Creed Odyssey, действие которой происходит в Древней Элладе, и написать доклады по ней.
Кевин Пелоквин, преподаватель истории из Монреаля, планировал отправиться вместе со своими студентами в путешествие по Греции. Пандемия нарушила его планы. Учитель не растерялся: он дал учащимся задание пройти компьютерную игру Assasin’s Creed Odyssey, действие которой происходит в Древней Элладе, и написать доклады по ней.
  • В 2017 году группа разработчиков из постсоветского пространства выпустила стратегию «Кризис в Кремле». Хорошая новость — ​вам предстоит вести игру от лица генерального секретаря ЦК КПСС, плохая — ​на дворе будет стоять 1985 год.

И хотя, в зависимости от ваших действий, развитие событий пойдет по различным сценариям, вам все равно придется решать афганский вопрос, справляться с последствиями катастрофы в Чернобыле, вести антиалкогольную кампанию и так далее. А при недостаточно умелой внешней политике все закончится ядерной войной.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

  • Профессор Нью-Йоркского университета Эдд Шнайдер и гейм-дизайнер Кай Чжэн обучали китайских школьников английскому языку в World of Warcraft — ​самой популярной на тот момент многопользовательской ролевой игре.

Никакой специальной программы не понадобилось: аспиранты просто играли с учениками из Шанхая в одной команде, общаясь только на английском. Для победы в бою необходима координация между членами команды, и выбор невелик: учись говорить или проиграешь.

Многопользовательские игры — ​интересное и доступное пространство для встреч учеников и преподавателей.

«Одна моя коллега в какой-то момент решила, что будет преподавать и консультировать в игре Second Life, — ​рассказывает Олег Родерик, преподаватель и аналитик данных из США. — ​Она честно сделала виртуальную копию своего офиса с доской и всем остальным и выбрала очень смелую аватарку молодой женщины с яркой внешностью и рыжими волосами. Внимание учеников было обеспечено».

Правда, в виртуальной среде царят свои законы, к которым преподавателям необходимо адаптироваться.

  • К примеру, как-то онлайн-конференцию решили провести в среде World of Warcraft. Но организаторам пришлось внутри игры нанять охрану, потому что о конференции стало известно. А какой же игрок откажется от идеи «убить» сразу 50 профессоров!

МАРК ШУЛЬЖИЦКИЙ, АВТОГОНЩИК, УЧАСТНИК ГОНКИ «24 ЧАСА ЛЕ-МАНА»

Я с детства увлекался гонками и много времени проводил в компьютерных играх, все они были гоночного жанра. И спасибо огромное отцу: он никогда не запрещал мне играть, сам покупал разные рули, мы пробовали и экспериментировали с обратной связью.
Большой опыт езды в разных симуляторах и на разных рулях позволил мне в 2012 году пройти онлайн-отбор в Nissan GT Academy и стать настоящим автогонщиком. Выиграть финал конкурса помогло то, что я с восьми лет занимался картингом.
На самом деле, нужно и то, и другое. Чем больше гонок — реальных и виртуальных, — тем лучше. Конечно, если хочешь покорить реальные трассы, то и гонять нужно в реальных условиях. Но симулятор — ​это дополнительные тренировки, которые тоже не будут лишними. Например, там можно оттачивать мастерство обгона.
Мне нравилось специально стартовать с последнего места и обгонять соперников. Или другой вариант: тренировать стабильность. Когда я готовился к «24 часам Ле-Мана», то специально накатывал по несколько часов подряд на профессиональном симуляторе. Это помогало смоделировать темп.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

  • Из-за примитивной кубической графики игру Minecraft часто сравнивают с Lego, но совершенно напрасно. Купив конструктор Lego в виде ракеты, вы можете собирать его сколько угодно раз — ​и у вас все равно получится ракета.

В Minecraft никаких ограничений нет: игрок может прокапывать шахты, строить дома, создавать материалы, предметы или даже приборы. Можно сделать и ракету, после чего запустить ее в космос.

Именно эти качества привлекли и преподавателей.

Дети любят играть в Minecraft?

Отлично, давайте поиграем вместе и построим, например, точную копию Колизея или воссоздадим «Титаник». Или можно изучать химические соединения, «собирая» их из элементов на виртуальном верстаке. И нет лучше способа узнать структуру ядерного реактора, чем создать его самостоятельно и самому запустить.

Потенциал Minecraft в обучении рассмотрели практически сразу после появления игры в 2011 году, первыми это сделали преподаватель и программист из Финляндии Сантери Койвисто и его американский коллега Джоэль Левин.

  • Они создали специальную версию игры, MinecraftEdu, которая отличалась дополнительными возможностями для преподавания и контроля над действиями учеников.

В 2016 году компания Microsoft выкупила MinecraftEdu (сам Minecraft корпорация купила двумя годами раньше), после чего выпустила собственную образовательную версию игры — Minecraft: Education Edition.

Сотрудники международной организации «Репортеры без границ» построили во вселенной Minecraft грандиозную библиотеку. Можно зайти в здание, взять с полки книгу и читать ее — ​прямо в игре. В библиотеке собраны статьи, подвергшиеся цензуре в разных странах.
Сотрудники международной организации «Репортеры без границ» построили во вселенной Minecraft грандиозную библиотеку. Можно зайти в здание, взять с полки книгу и читать ее — ​прямо в игре. В библиотеке собраны статьи, подвергшиеся цензуре в разных странах.

Сегодня эту версию используют в образовании более 15 тысяч школ по всему миру. С ее помощью учащиеся изучают историю, математику, физику, химию, биологию.

К примеру, пятиклассник «Бауманского» лицея Йошкар-Олы создал в Minecraft для урока биологии модель движения эритроцита по большому кругу кровообращения.

По сути, модель представляла собой большой тоннель с дверьми на месте клапанов сердца, вместо молекул кислорода и углекислого газа использовалась белая и черная шерсть, а в роли эритроцита выступал сам играющий. Человек, самостоятельно построивший подобную модель, вряд ли когда-нибудь забудет, как устроена кровеносная система.

___________________________

Наш онлайн-портал ➡️ digitalocean.ru

СОЦСЕТИ:

▪️ Instagram: instagram.com/digital.oc

▪️ Facebook: facebook.com/digitalocean.magazine

▪️ Twitter: twitter.com/digitalocean_ru

▪️ Вконтакте: vk.com/digitalocean_ru

▪️ Яндекс.Дзен: bit.ly/digitalocean_magazine