Вы бы полетели на самолёте над страной, где идёт война? Наверное, нет. А что, если я скажу вам, что люди на протяжении многих лет совершают полёты над зонами военных действий, и иногда даже не подозревают об этом?
На связи Letundra, и сегодня мы поговорим о рейсах над Афганистаном, который на днях полностью перешёл под контроль движения «Талибан».
Власть в руках террористов
15 августа боевики «Талибана» (запрещённая на территории России террористическая группировка) окончательно захватили Афганистан. Это произошло сразу же вслед за объявлением президента Джо Байдена о выводе войск НАТО и США. Талибы согласились не чинить препятствий Америке, а затем практически без сопротивления вошли в Кабул и получили полный контроль над страной. Над дворцом президента реет флаг талибов, а сам президент Ашраф Гани бежал из страны. Вот как он обосновал это решение:
«Боевики ясно дали понять, что готовы устроить кровавую резню во всем Кабуле, лишь бы выгнать меня. Чтобы не допустить кровопролития, я решил уехать».
Вслед за Гани покинуть страну хотят и многие местные жители — противники шариата. Но сделать это можно было лишь на нескольких эвакуационных рейсах ВВС США. Все гражданские вылеты из Кабула отменены. В результате отчаявшиеся люди привязывали себя к шасси американских самолётов, срывались и гибли при взлёте — страшные кадры облетели весь мир.
Власти Турции попытались было взять контроль над политическим кризисом на Ближнем Востоке. Намерения вступить в коалицию высказали также Катар и Таджикистан. Турецкие военные должны были занять кабульский аэропорт сразу, после ухода американцев. Агентство Reuters сообщает, что в столице до сих пор находятся 600 солдат Минобороны Турции. Но талибы захватили страну слишком быстро, они буквально наступали на пятки уходящим американским войскам.
Сейчас в воздушной гавани Кабула царит хаос. Анкара согласна обеспечить техническую поддержку работы аэропорта и его безопасность, если талибы попросят об этом. То есть, турецкая сторона готова к сотрудничеству и сейчас договаривается о встрече с представителями «Талибана».
Всё это, безусловно, сказалось на мировом авиасообщении. Все рейсы над Афганистаном запрещены для любых гражданских самолётов — их отправляют в обход опасной зоны. Сейчас в небо на страной допускается лишь военная авиация.
Под крылом самолета: опасное небо Афганистана
Воздушное пространство над привычно неспокойным Афганистаном всегда было проблемой. Потому что именно над этой страной пролегают оптимальные маршруты из Индии в Европу и Северную Америку. Этот воздушный путь между Европой и Азией — самый короткий, а значит и дешёвый. И он позволял авиакомпаниям экономить миллионы долларов. Единственный вариант обходного пути — значительное отклонение к Персидскому заливу. А пролёт над Афганистаном позволяет сократить время в пути на 30 минут, а топливные расходы — на 130 миллионов долларов в год.
До 2001 года пролёт над территорией страны стоил немалых денег и платить их надо было террористам. По неподтвержденным данным, талибы таким образом «заработали» больше 12 миллионов долларов.
После трагедии 11 сентября, США пошли в наступление на террористические организации и начать решили именно с «Талибана». В разгар военных действий гражданские полёты над Афганистаном были под запретом. Но в начале 2002 года, период активного противостояния завершился, и авиакомпании общими усилиями начали договариваться с коалицией о восстановлении маршрута. Разрешение летать было получено. С одним условием — подниматься выше 8 839 метров, поскольку пространство ниже использовали ВВС США.
В итоге до 15 августа 2021 года над Афганистаном ежедневно совершали около 80 рейсов 20 крупнейших авиакомпаний мира. Среди них British Airways, Singapore Airlines, Qqatar Airways и KLM Rroyal Dutch Airlines и другие.
Кто такие талибы, и за что их боятся?
Движение «Талибан» (запрещённая на территории России террористическая группировка), в переводе «ученики», было основано муллой Мохаммадом Омаром в 1994 году в Кандагаре. Целью было предотвратить преступления и обеспечить безопасность в стране, совершая жесточайшие наказания и казни. Изначально в него входило 50 «учеников», однако на фоне послевоенного хаоса к нему присоединялись всё больше единомышленников. Так Талибан стал контролировать большую часть Афганистана и в сентябре 1996 года взял Кабул. Власть оставалась в руках боевиков вплоть до 2001 года, когда случились страшные теракты в Америке. Сегодня численность движения по западным оценкам, составляет 200 тысяч боевиков, 85 000 из них — на постоянной основе.
Хотя раньше полёты гражданских судов над их территорией были талибам выгодны, как ситуация сложится теперь не ясно. Авиакомпании составляют протоколы действий на случай ЧП и в них есть, например, аварийные или срочные посадки в близлежащем аэропорту. Кто гарантирует, что в Кабуле самолёт не собьют? Или, если посадка всё же состоится — выпустят обратно? Обеспечить безопасность людей попросту невозможно. И это не теоретические рассуждения — захваты самолётов талибы совершали в 90-е годы прошлого века.
1995 год — захват российского самолета
3 августа 1995 года талибами был захвачен российский самолёт Ил-76 казанской авиакомпании «Аэростан». Это был коммерческий и абсолютно законный рейс из Албании на авиабазу в Афганистан, осуществляемый по заказу афганского правительства. На борту находилось 7 человек и все они оказались в плену. Спросите, как же террористам удалось захватить самолёт в воздухе? Они его перехватили на истребителе МиГ-21. И это многое говорит об уровне финансирования, организации и подготовки террористов уже тогда.
Экипаж провел в плену 378 дней в ужасных условиях. Однако грамотно спланированный план позволил пленникам обманным путём вырваться из «ада» и вернуться домой. Живыми, на собственном самолёте, рискуя жизнями.
1999 год — захват индийского лайнера
Рейс 814 перевозчика Indian Airlines из Непала в Индию тоже был угнан террористами в воздухе. На этот раз пятеро талибов уже были на борту, когда он взлетел 24 декабря 1999 года. Сделав по пути три остановки в Амритсаре, Лахоре и Дубай, самолёт посадили в Кандагаре, в то время находившемся под их контролем. На борту находилось 176 пассажиров, 27 из которых были высажены в ОАЭ, один убит и ещё несколько ранено.
Целью угона было освобождение исламских террористов из тюрьм Индии. Оставшихся на борту держали в заложниках 7 дней, пока условия талибов не были выполнены.
Война войной, а рейсы по расписанию?
Несмотря на постоянную опасность, рейсы продолжали курсировать над Афганистаном вплоть до 15 августа 2021 года. Анализ полётов с радаров позволяет сделать вывод, что в среднем, самолёты находились над опасной зоной от 30 до 45 минут.
Вряд ли авиакомпании смогут полностью отказаться от маршрутов над Афганистаном. Вероятно, с талибами придётся договариваться о том, чтобы они позволили использовать воздушное пространство Афганистана для регулярного авиапотока. Вопрос только в гарантиях безопасности. И в цене.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь. Ваша Letundra!
Также может быть интересно:
Новые скидки на перелёты для семей с детьми — куда и за сколько можно отправиться
Скандалы, драки и высокие каблуки — за что вас могут снять с рейса