Найти тему
С книжечкой

Ножи в спину революции от Аркадия Аверченко

Аркадий Аверченко был известным писателем и главным редактором питерского журнала «Сатирикон», печатавшимся в 1908 — 1918 годах. Аверченко был известен своим крайне негативным отношением к революции 1917 года и к её лидерам — Ленину и Троцкому.

Аркадий Аверченко
Аркадий Аверченко

Писатель не раз пытался повлиять на революционеров при помощи сатиры, печатая в своём журнале одну за другой колкие политические заметки и фельетоны. Но добился от только того, что «Сатирикон» закрыли, а на Аверченко объявили охоту...

Насмотревшись на беспредел красных, Аверченко едет в Крым, и там в 1920 году на средства Белой Армии издаёт книгу «Дюжина ножей в спину революции».

Это сборник рассказов, в которых Аверченко, в свойственной ему сатирической манере, описывает, что на самом деле представляет из себя новая власть.

Иллюстрация к книге Аверченко
Иллюстрация к книге Аверченко

В своих рассказах автор рассказывает все горечи жизни при революции. В одном из произведение Аверченко пишет о рабочем, который Пантелее Грымзине, который жаловался на своего хозяина, платящего ему всего два серебряных рубля и полтинник меди.

— Ну, что я с этой дрянью сделаю?.. — горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью… — И жрать хочется, и выпить охота, и подметки к сапогам нужно подбросить, старые — одна, вишь, дыра… Эх ты, жизнь наша распрокаторжная!!

Зашел к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подмёток... На оставшийся целковый он купил полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос — так разошелся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось.

— За что же, за что?.. — шептали его дрожащие губы. — Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины — света Божьего не вижу… О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу! То-то бы мы пожили по-человечески!

Далее сюжет рассказа переносится в 1920 год, где тот же рабочий получил зарплату 2700 рублей. Но после ремонта подмёток Грымзин смог купить себе лишь фунт полубелого хлеба и бутылку ситро. Даже на папиросы не хватило. И снова Пантелей запел песню о том, почему богачам ветчину и шпроты, а простым людям чёрствый хлеб. Рассказ заканчивается словами: «Эх, Пантелей, Пантелей… Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!»

В 1921 году тираж «Дюжины ножей» был напечатан в Париже. Одна из книг даже попала в руки к Ленину. Ленин, мечтавший расстрелять Аверченко, отметил однако, что книга является «высокоталантливой», а некоторые рассказы достойны перепечатки. При этом он назвал Аверченко «озлобленным белогвардейцем».

Затронул Аверченко своей сатирой и яркого приверженца революции Максима Горького. Поначалу Горький активно поддерживал большевиков. Но когда понял, что в стране происходит что-то страшное, а вовсе не то, что всем обещали, Горький решил не участвовать в этом и в 1919 году уехал в Италию.

Тогда Аверченко посвятил ему фельетон «Крыса с корабля». О поведении Горького Аверченко отзывался так: «Старый усатый господин целый год прожил в жутком публичном доме и только на днях сообразил: — Позвольте! Да здесь не институт благородных девиц! Это что-то другое! А я ходил по колено в крови и не замечал!»