Еще недавно все эти автомобили хранились в запасниках Гаража Особого Назначения. И их могли видеть два раза в год лишь посетители "Олдаймер галлереи Ильи Сорокина". Но площадь выставки не позволяла показать все модели. Поэтому, как правило, нам показывали лишь небольшую часть коллекции. Однако сегодня ситуация изменилась. На ВДНХ открылась постоянная экспозиция ГОН(Гаража Особого Назначения). К делу подошли с размахом, устроителям постоянной экспозиции удалось создать атмосферу и выдержать стилистику присущую времени создания той или иной модели автомобиля. И это здорово.
Изначально я хотел построить рассказ о выставке в форме виртуального гида, но побывав в залах я понял, что это лишнее. Поэтому просто расскажу об экспонатах. Ведь каждый автомобиль заслуживает отдельной истории. И уж поверьте на слово, там действительно есть на что посмотреть. Еще в зоне продажи билетов и сувениров вы увидите совершенно реальный кортеж состоящий из специальных автомобилей ЗИЛ и мотоциклов.
В самом начале экспозиции вы будете иметь возможность увидеть автомобили из гаража Его Императорского Величества Николая Александровича. Это один из нескольких Delaunay-Belleville приобретённых для гаража царской особы.
Вот ссылки по теме -
Гараж Николая II
Водитель последнего Императора России
Рядом Delaunay-Belleville стоят модели Rolls-Royce и Mercedes. Конечно же в гараже царя автомобилей было больше, однако до наших дней дожили лишь некоторые.
Однако наибольший интерес представляет та часть экспозиции которая посвящена совестному периоду. Конечно показать все автомобили на выставке было бы невозможно. Поэтому постараюсь рассказать и о тех машинах которые в музее ГОН не представлены. Начну с машин Сталина. По некоторым сведениям первой личной автомашиной тогда еще наркома по делам национальностей стал Vauxhall Type A, который принадлежал царской семье. Автомобиль наркому не нравился, и его быстро заменили на Packard Twin Six. А вот потом неожиданно была спущена разнарядка - срочно пересадить всех наркомов на одинаковые модели. Это были не много ни мало а английские Rolls-Royce Ghost. Но вот именно Сталину нравилось большие американские модели. И вот году к 1925 он пересаживается на Packard 533. У автомобиля было 8 цилиндров и мотор развивал мощность в 85 лошадиных сил. В 1933 году Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) пересаживается на более мощный и современный Packard Twelve. И именно по его распоряжению страна начинает закупать авто таких марок как Cadillac, Buick и Lincoln. Однако наибольшим расположением "отца народов" по какой-то причине пользовались машины фирмы Packard. Хотя, может быть все дело было в том, что американский президент Франклин Рузвельт зная слабость Сталина именно к этой марке передал ему в подарок бронированный Packard Twelve, причем белого цвета. Мотор этой машины развивал уже 155 сил. Кстати машину сразу перекрасили, естественно в черный цвет. Именно этот автомобиль вы можете увидеть на постоянной выставке ГОН в Москве. Кстати аналогичные модели отслуживали Молотова, Берию, Жданова, Микояна, Маленкова и Ворошилова.
А вот белый ЗИС 101А высокопоставленных чиновников никогда не обслуживал. Эти машины работали даже в такси. Но как одна из вех истории создания отечественных лимузинов модель без сомнения интересная. Дело в том, что опыта по разработке автомобилей, в молодой стране рабочих и крестьян, не было. Поэтому первой попыткой создать лимузин можно считать модель Ленинград 1 или Л-1. Ана являлась аналогом Buick 32-90. А вот московская машина ЗИС 101 взяла все самое лучшее от Buick и Packard( в частности подвеска и рулевое управление). Стоящий же в экспозиции белый ЗИС 101А имел более совершенный обтекаемый кузов и мотор с увеличенной до 115 сил мощностью.
Не менее интересны и две модели ЗИС. Это автомобиль с индексом 110 и 115. Но если стодесятый был совершенно обычной машиной, то стопятнадцатый был тяжелым броневиком. По разным данным было произведено всего чуть более 50-и таких авто.
Подробно рассказывать о ЗИМ 12, М 20 Победа и автобусе Юность я сегодня рассказывать не буду. Вот ссылки на мои публикации в ЯндексДзен.
А вот про ЗИС 110 Б стоит упомянуть особо. Новый лидер страны Никита Хрущев пытался быть более "открытым" чем его предшественник. Может быть поэтому особой любовью у него пользовались именно открытые машины, типа фаэтон. Причем на этой модели могли ездить и обычные граждане страны советов. Они вовсю эксплуатировались в такси. Для ГОНа же такие машины стали делать лишь в 1954 году. Именно с этой машиной связана еще одна история Гаража Особого Назначения. Дело в том, что когда Хрущев принимал лидера СФРЮ Иосифа Бросс Тито, то впервые кортеж состоящий из ЗИС 110 Б и других лимузинов сопровождали мотоциклисты.
С этой машиной связана еще одна история. Дело в том, что на ЗИС начали разработку полноприводной версии с индексом 110 Ш или Штабной. Его основу составляли узлы и агрегаты Dodge WC. А вот для ГОНа заказали специальную машину построенную на узлах ГАЗ 62. Она именовалась ЗИС 110П - полноприводный. Изначально все машины имели кузов закрытого типа. Но для Хрущева сделали кабриолет.
Я думаю для первого раза вполне достаточно информации. Но это вовсе не означает, что экспозиция Гаража Особого Назначения ограничена лишь перечисленными мною машинами. Продолжим в ближайшее время.
Выражаю благодарностью Музею ГОН за приглашение посетить выставку