После демонстрации нового российского самолёта «CheckMate» на МАКС-2021 только ленивый не высказал своего мнения – от официальных лиц и авторитетов до ловящих хайп на модной теме диванных экспертов и «непоэтов с нестихами».
Много информации появилось в открытом доступе. Отбросим ложь, мусор и некомпетентность. Посмотрим, что получили в сухом остатке.
Концентрат самой важной и существенной информации о самолёте находится в презентации. Русскоязычную версию презентации можно посмотреть на видео в конце публикации. По тексту мы разберём отдельные цитаты из неё.
На первый взгляд может показаться, что в презентации собраны все противоречивые «хотелки» авиационных конструкторов, которые они давно мечтали воплотить в жизнь. Им хочется сделать простой, универсальный, надёжный, дешевый, как автомат Калашникова, самолёт.
При более тщательном изучении можно заметить, что все элементы (модули) этого самолёта используются, отработаны и проверены на тяжелом двухдвигательном многофункциональном истребителе Су-57, который во многом является предшественником и прародителем нового Су-75.
Обратите внимание на цифры его предполагаемого названия. Это цифры его предшественника, которые поменяли местами. А ещё это любимые цифры конструкторов «Сухого», которые внимательный наблюдатель может обнаружить в самых удачных предыдущих моделях «суховцев» – Су-7Б, Су-15, Су-17, Су-25, Су-27, Су-35.
Как сказал Алексей Булатов (зам. главного конструктора проекта «CheckMate»): «Су-75 является дополнением к Су-57». Их взаимодействие — это как раз тот самый авиационный комплекс, который способен решать гораздо более широкий спектр задач, чем один мощный большой универсальный самолёт.
На МАКС-2021, в его привычной обстановке павильонов и статичной экспозиции самолётов, появился новый ангар, выкрашенный в тёмные цветовые оттенки. Удивило использование графических шахматных символов и шахматных терминов, написанных почему-то на английском языке.
Его оформление больше напоминало международный шахматный турнир, который организаторы задумали в рамках очередного МАКСа. Это предположение оказалось близким к истине, но косвенным образом. В этом ангаре проходило самое важное и центральное событие МАКС-2021.
Англоязычное название самолёта «CheckMate» – намёк, который предназначен для зарубежного потребителя и экспортные возможности данной разработки. В названии уже присутствует предложение самолёта зарубежным партнёрам как существующим, которые знакомы с нашей техникой, так и новым, которых перестала устраивать дорогая американская техника.
Тот, кто следит за информационным пространством последние 4-5 лет, может увидеть интерес к российским военным технологиям со стороны Арабских Эмиратов и недовольство этого богатого покупателя отношениями с Америкой. Может, это и есть та причина, по которой так быстро развивается проект «CheckMate», а разработчики открещиваются от бюджетного финансирования и называют этот проект внутренней инициативой «Сухого». Время всё расставит по своим местам, и рано или поздно тайное станет явным.
Проект «CheckMate» - это уникальная, высокоинтеллектуальная авиационная платформа. Технологии, проверенные в реальных боевых действиях. Отточенные решения, высокий потенциал для модернизации и экономическая эффективность. «CheckMate» спроектирован с помощью суперкомпьютерных технологий. Электронное моделирование, цифровые расчёты, полный спектр виртуальных испытаний. Авиационный комплекс создан в рекордно короткие сроки. И сегодня «CheckMate» готов к началу испытаний. Открытая архитектура, адаптивность и широкий спектр дополнительных опций даёт возможность собрать самолёт в рациональной конфигурации по оптимальной цене (из презентации «CheckMate»).
Гибкая комплектация подразумевает три основных вида: базовая, средняя и полная. Модульность этой разработки даёт возможность собрать и укомплектовать модель на основе запросов потребителя, взяв за основу универсальную базовую.
Фактически это новый уникальный подход в самолётостроении – ориентация на запросы потребителя, а не «втюхивание» готового самолёта с жестко заданными характеристиками. В маркетинге это называется «клиентоориентированность». Сам подход к разработке говорит об активных продажах и выходе на мировой рынок.
Сочетание высокой боевой нагрузки и низкой стоимости лётного часа делает самолёт лидером в своём классе по критерию «цена-боевая эффективность» (из презентации «CheckMate»).
Стоимость самолёта предполагается 25-30 млн. долларов. Это в 2-3 раза дешевле его ближайшего аналога американского F-35.
Такой демпинговой стоимостью «суховцы» говорят потенциальным заказчикам, что если у вас нет денег для приобретения F-35 и вы не хотите быть зависимым от прихотей, непредсказуемого поведения, возможных санкций за непослушание американского производителя, то вот вам модель лучше и дешевле.
Заместитель главного конструктора проекта «CheckMate» Алексей Булатов категорически отказывается называть F-35 аналогом нового самолёта. «CheckMate» - это уникальная разработка, принципиально другой самолёт с новыми качествами, которому нет аналогов в мире. Просто F-35 – это ближайший из современных реальных самолётов, с которым можно хоть как-то сравнивать «CheckMate».
Также он сказал, что на МАКСе мы видим не макет, а реальный самолёт, который совершит первый полёт в 2023 году после всех необходимых подготовительных работ.
Малая радиолокационная заметность и продвинутый широкодиапазонный комплекс пассивного обнаружения позволяет самолёту контролировать оперативно-тактическую обстановку и незаметно выходить на дистанцию гарантированного уничтожения цели (из презентации «CheckMate»).
Философия создания летательных аппаратов российских конструкторов отличается от американской. Для наших в первую очередь важна манёвренность, затем боевая эффективность и только потом малая заметность. У потенциального противника наоборот – в первую очередь малая заметность, которая в результате делает манёвренность совершенно примитивной.
Как мне сказал один эксперт: «Спрятать тепловое излучение разогретого сопла практически невозможно. Как оказалось, от инфракрасных головок кожухи не особо защищают. Это еще в Афгане проверено было на вертолетах…». Тратить на это силы, время и деньги просто глупо. А с постоянным развитием электроники, незаметное сегодня, завтра будет заметно. Наши конструктора вопросы малой заметности решают при помощи наличия на борту системы РЭБ.
Каждая секунда раздумий стоит очень дорого. Партии разыгрываются в формате блиц. Скорость, стирающая границы между континентами и странами. Вселенная подчинена шахматным правилам противостояния. Добро и зло. Чёрное и белое. Чтобы победить, нужен ход за границы этих рамок. Революционное решение, способное перевернуть доску (из презентации «CheckMate»).
В результате анализа получается вполне реально осуществимая разработка совершенно нового самолёта. Теперь необходимо время и набраться терпения, чтобы он полетел. Вполне ожидаемо, что в процессе реализации проекта многое будет уточняться по факту достигнутого. Но в целом стратегия выбрана интересная и реалистичная.
Видео-презентацию с русскоязычными слайдами можно посмотреть здесь:
Продолжение читайте в следующей публикации: «Новый самолёт пятого поколения «CheckMate» (Су-75): двигатель, средства поражения и прочее (Часть 2)».