Найти тему
Издательство "Гангут"

Лучший советский эсминец

В апреле нынешнего года исполнилось 75 лет со дня образования Северного проектно-конструкторского бюро (Северное ПКБ; СПКБ) — бюро-проектанта этого незаурядного корабля, по проектам которого было построено более 550 крупных надводных кораблей и судов общим водоизмещением около 1,5 млн тонн для советского, болгарского, польского, российского ВМФ, ВМС Украины, Китая, Индии и Вьетнама.
В том числе и по проекту 956, имевшему говорящий шифр «Сарыч», данный по названию смелой птицы, надежно охраняющей от чужаков свою территорию.
Также в 2021 году исполнилось 45 лет со дня закладки на судостро-ительном заводе им. А. А. Жданова (ныне ОАО «Северная верфь») головного корабля этого проекта, а 40 лет назад, 23 февраля 1981 года, на новейшем корабле третьего поколения, эсминце «Современный», был поднят военно-морской флаг.
Предлагаемая вниманию читателей статья освещает отдельные аспекты создания лучшего советского эсминца проекта 956.

Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков» (до 17 июня 2004 г. — «Бесстрашный»)
Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков» (до 17 июня 2004 г. — «Бесстрашный»)

С произведенным 16 сентября 1955 года первым пуском баллистической ракеты Р‑11ФМ с борта подводной лодки Б‑67 проекта 611 начался новый этап в развитии советского флота — оснащение его кораблей ракетным оружием.
К концу
1960-х годов находящиеся в составе ВМФ СССР крейсеры проектов 68бис, эсминцы проектов 30бис, 56 и 56А с артиллерией калибром 130–152 мм достигли предельного срока службы.
Между тем боевой опыт, полученный в ходе локальных войн и военных конфликтов того времени, показал как минимум два преимущества среднекалиберной артиллерии:
1) решение задач ближней ПВО при использовании зенитной или универсальной артиллерии оказывалось эффективнее, надежнее
и экономичнее применения ракет;
2) обстрел береговых укреплений и борьба с малоразмерными морскими целями универсальной артиллерией также эффективнее, чем ракетами. Перечисленные обстоятельства в известной степени обусловили потребность в создании ракетно-артиллерийского эскадренного миноносца, способного как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок подавлять наземные цели, уничтожать надводные корабли противника и средства воздушного нападения, а также осуществлять защиту морских коммуникаций.
Такой корабль, отвечающий постав‑ ленным требованиям,
был предусмотрен
«Программой строительства кораблей и судов
в 1971–1980 гг.»
, утвержденной Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1 сентября 1969 года.

Именно эту дату можно считать отправной точкой зарождения эсминца третьего поколения советского ВМФ — эскадренного миноносца 1 ранга, получившего впоследствии неофициальное наименование
«суперэсминец».
Согласно ОТЗ он предназначался для подавления наземных малораз-
мерных целей, а также объектов противодесантной обороны, скоплений живой силы и боевой техники противника; противовоздушной
и противокатерной обороны десанта в районе высадки и на переходе морем; уничтожения надводных кораблей и десантно-высадочных средств противника совместно с другими силами флота.
Проработки эсминца нового поколения в рамках так называемого аванпроекта проводились в Северном проектноконструкторском бюро.
В частности, было принято решение рассмотреть различные комбинации средств вооружения в сочетании с тремя типами энергетической установки: паротурбинной (ПТУ) или иначе котлотурбинной (КТУ), дизель-газотурбинной (ДГТУ) и газотурбинной (ГТУ).
Общим, характерным для силуэтов кораблей этапа
«аванпроекта» являлось следующее: гладкопалубный корпус; линейное или линейно-возвышенное расположение артустановок главного калибра; побортное расположение батарей малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов АК‑630 М (А‑213) — МР‑123 («Вымпел»); побортное расположение ненаводящихся ПУ ПКР и приоритетно-возвышенное расположение антенных постов РЛС освещения воздушной и надводной обстановки.

В. А. Коноплев
В. А. Коноплев

Первые прорисовки внешнего облика выполнил А. К. Шныров — впоследствии главный конструктор проекта 1135 и его модификаций. Ведущим конструктором аванпроекта эсминца третьего поколения являлся В. А. Коноплев (1921–1990 гг.), многолетний инженерный опыт которого позволил довести работу над проектом до логического завершения.
В
январе 1971 года приказом начальника ЦКБ 53 А. К. Перькова главным конструктором нового эсминца был назначен К. А. Масленников, заместителями — И. И. Рубис (1932–1999 гг.) и Ю. Т. Васильев (впоследствии работник ВПК при Совмине СССР).
С
июня 1971 года в конструкторском бюро развернулись работы
по эскизному проектированию нового эсминца, проект которого получил номер 956 и шифр «Сарыч».
В
декабре 1971 года у Главкома ВМФ СССР С. Г. Горшкова состоялось рассмотрение эскизного проекта 956 (далее — пр. 956), в ходе которого было рекомендовано продолжить поиск оптимального варианта корабля, который 16 декабря 1972 года завершился утверждением эскизного проекта.
Техническое проектирование корабля оказалось весьма сложным,
так как его целевое предназначение заказчиком стало постоянно редактироваться. Обстоятельства для этого были различными, но автор выделил бы два объективных фактора.

Первый — появление информации о разрабатываемом в США новом многоцелевом эсминце DD963 (будущий «Spruance») и о планах его модернизации, которые заставили существенно изменить концепцию эскадренного эсминца пр. 956.
Эсминец нового проекта должен был стать многоцелевым, для чего решили резко увеличить его ударные возможности. С этой целью на нем вместо четырех ПКР П‑15М («Термит») разместили восемь новейших ПКР «Москит», вместо ЗРК «Куб» — новейший многоканальный ЗРК «Ураган», одноствольные АУ А‑217 заменили на двуствольные 130-мм АУ А‑218 (впоследствии получившие наименование АК‑130), а в бульбовом обтекателе появилась антенна небольшого ГАК «Платина-С».
Второй фактор состоял в том, что реальная военно-экономическая
оценка складывалась в пользу многоцелевого корабля.
Вместе с тем стал быстро расширяться и круг задач, решаемых эсминцем первого ранга. Большие потенциальные возможности нового корабля подогревали аппетиты заказчика. Многие НИИ ВМФ стремились оказаться причастными к его созданию, ведь это новые ОКРы и НИРы, диссертации, премии и прочие блага.
Также проявляли себя и контрагенты, предлагая действительно лучшие новейшие образцы, чем достигалось объективное совершенствование корабля третьего поколения, однако это получалось в основном за счет роста водоизмещения.
Единственными сдерживающими факторами являлись строительные возможности завода им. А. А. Жданова — размеры построечных мест ограничивали габаритные показатели перспективного эсминца (например, длина корабля по КВЛ не должна превышать 146 м,
а его ширина — 16,8 м).

Летом 1973 года, после представления технического проекта
в Минсудпром, главным конструктором пр. 956 стал В. Ф. Аникиев
(
1918–1988 гг.), главным наблюдающим — И. М. Стецюра.
В процессе корректировки ТЗ окончательно завершился выбор типа ГЭУ
в пользу КТУ с новейшими высоконапорными котлами. Их преимущества, такие, например, как сокращение удельной массы котлов в 1,4 раза
и использование энергии уходящих газов для нагрева воздуха
в экономайзере (подогревателе) и для привода в действие турбонаддувочного агрегата (ТНА), нагнетающего воздух в топки, позволили уменьшить объем МКО, отнесенный к 1 тонне производимого пара, в 2 раза и сократить время ввода котла в действие до 15 минут. Однако ни проектант котлов СКБК (конструкторское бюро котлостроения), ни их изготовитель (Балтийский завод) не могли уверенно назвать срок завершения стендовых испытаний и не могли признаться в том,
что их работа зашла в тупик. Эта неопределённость становилась всё более угрожающей для сроков строительных этапов корабля.
По предложению военпредов СПКБ
26 мая 1977 года состоялось решение МСП и ВМФ о замене прямоточных котлов КВГ‑1 котлами с естественной циркуляцией КВН 98/64. В целом корректировка ТТЗ и реализация совместных решений ВМФ и МСП привели к росту водоизмещения
на 1000 т и изменению внешнего облика.
В структуру советских проектных организаций Судпрома в
1962 году было официально включено Специальное архитектурно-конструкторское бюро (САКБ в составе ЦНИИ «Лот»), занимающееся архитектурным проектированием. Все проекты кораблей и судов проходили
обязательную архитектурную экспертизу силами дизайнеров САКБ, руководимого О. Арнольдом.

В ЦКБ‑53 с момента основания существовала преемственность проектирования, концепция которой определялась заветом
С.О. Макарова:
«Помни войну!». Принцип «форма следует за функцией», действовавший в ЦКБ‑53, и до сегодняшнего дня остается превалирующим, т.к. корабль создается для активных боевых действий
на море, приводящих к победе.
Крупным специалистом в области обеспечения надежного функциониро‑ вания средств обнаружения, целеуказания и поражения в СПКБ
был Б. П. Дектярев. На основе его
«Расчета отклонений траекторий полета, вызванных качкой корабля», впервые примененного на эсминце пр. 956, наиболее эффективно, с учетом смежно расположенных корабельных конструкций, используются пусковые установки реактивного оружия.
С целью подтверждения расчетных данных и для анализа корабельными дизайнерами внешнего вида эсминца на стадии технического проекта была изготовлена объемная модель корабля в масштабе 1:50.
Расчетное водоизмещение окончательно определилось только в
июле 1977 года и составило: стандартное — 6500 т, полное — 7940 т,
что превышало более чем в 1,5 раза водоизмещение, заданное техническими требованиями.
По классификации, принятой в ВМФ СССР в
1977 году, корабль пр. 956 стал «эскадренным миноносцем 1 ранга». Стоимость серийного эсминца
в
1971 году оценивалась в 47–51,5 млн руб., а их общее количество планируемых к постройке составляло 50 единиц.

В процессе корректировки технического проекта из-за увеличения стоимости серийного заказа до 75 млн руб. в 1976 году число кораблей сократилось до 32 единиц; дальнейшее удорожание стоимости
серийного заказа привело в
1988 году к сокращению программы строительства до 20.
Окончательным решением МСП заводом-строителем новых кораблей стал судостроительный завод им. А. А. Жданова.
Ещё до утверждения технического проекта в бюро началось проектирование корпуса и разработка для завода-строителя рабочих чертежей.
Техническое руководство проектными работами, осуществление контроля за ходом работ по проекту, организация решения технических вопросов, возникавших на заводе-строителе, а также осуществление авторского надзора за работами на заказах в период постройки и сдачи выполнялись группой главного конструктора И. И. Рубиса, в которую
на этапе строительства головного заказа (зав. № 861) входили
Ю. В. Шварев, В. П. Мишин (впоследствии главный конструктор проектов 1155, 11551 и 956ЭМ) и Ю. П. Романов.
Последний с
1978 года осуществлял координацию работ СПКБ между заводом им. А. А. Жданова, субподрядчиками и представителями ВП — военного представительства.
Относительно наблюдения от ВМФ за ходом проектирования следует сказать, что до
1960 года СПКБ не имело «своего» ВП.
ЦКБ‑53
«обслуживалось» военным представительством, аккредито-ванным на заводе им. А. А. Жданова и являлось единственным судостроительным ПКБ, не обеспеченным постоянным наблюдением «своих» военпредов.

Рано или поздно непостоянство кадров наблюдения могло привести
к серьезным техническим упущениям в проектах. Только в
1974 году наконец сформировалась группа наблюдения от ВМФ за разработкой всей технической документации по пр. 956.
Её руководителем — главным наблюдающим — назначили капитана
2 ранга А. Ф. Никольского, а наблюдение от ВМФ за реализацией проекта на заводе-строителе возложили на капитана 3 ранга В. В. Канашина. Ходом строительства головного корабля постоянно интересовался
ГК ВМФ СССР С. Г. Горшков.
В Северном ПКБ применительно к заводу им. А. А. Жданова разработали также
«Основные положения по технологии и организации постройки», однако введение на предприятии автоматизированной системы управления производством потребовало изменения уже разработанной технологической концепции строительства.
Примененный для пр. 956 агрегатно-модульный метод проектирования потребовал разработки дополнительных рабочих чертежей повышенной сложности. Корпус собирался секционным способом с формированием блоков от закладного района (машинно-котельных отделений)
в нос и корму.
Закладка головного корабля пр. 956 — эсминца «Современный» — состоялась
3 марта 1976 года. Формирование корпуса производилось
на открытом стапеле. Корабль разделялся на девять строительных районов и на столько же строительных блоков.
В закрытом эллинге выполнялись погрузка и монтаж паровых котлов, главных и вспомогательных механизмов, успокоителей качки
и крупногабаритного оборудования; устанавливались надстройки, затягивался кабель, изолировались помещения и др.

Головной эсминец проекта 956 «Современный» в период достройки
Головной эсминец проекта 956 «Современный» в период достройки

В ходе строительства эсминца впервые в строительстве надводного корабля был применен агрегатный метод монтажа механизмов,
что привело к сокращению общей трудоемкости постройки.
Создание эсминца «Современный», однако, в целом показало,
что внедрение в отечественное судостроение МАМ — модульно-агрегатного метода строительства кораблей — выльется в огромную многоплановую проблему отрасли, поэтому работы в данном направлении пришлось свернуть.
Спуск суперэсминца осуществлялся через спусковой плавучий док завода. Такой метод спуска военного корабля впервые осваивался
на заводе им. А. А. Жданова, и грузоподъемность дока позволяла техническую готовность корабля на стапеле довести до 70%.
Из-за срыва поставок артиллерийской установки Государственные испытания проходили без стрельб из 130-мм АУ АК‑130.

Подписание приемного акта, состоявшееся
25 декабря 1980 года,
не означало вступления эсминца в строй ВМФ СССР, т.к. оставались незавершенными монтаж и испытания артустановок АК‑130 и системы управления МР‑184, пусковых установок ЗРК «Ураган», ракетного комплекса «Москит», устройства приема и передачи грузов на ходу,
а также некоторых систем радиотехнического вооружения.
Вследствие вышеперечисленных недостатков не удалось выполнить
в срок мореходные испытания, которые решили провести во время перехода эсминца из Балтийска в Севастополь в период с
29 декабря
1981
по 14 января 1982 года. Отстрел артиллерийских установок
АК‑130 производился на Феодосийском полигоне по приходе корабля
в Чёрное море.

Необходимо отметить, что установка артиллерийских комплексов
без предварительной полной программы испытаний в процессе
их разработки до установки на корабль привела к чрезвычайному происшествию ...
Продолжение следует


© Публикация С. И. Овсянникова
Перед Вами фрагмент сборника "Гангут" №122/2021
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!