В XVIII веке образование уходит из епархии церкви и переходит под юрисдикцию государства. Последствия этого довольно спорные, в том числе для школьников. Например, ученикам московской школы математических и навигационных наук за побег из школы грозила смертная казнь.
Это 19 текст проекта «Удаленное образование», который создается при поддержке АНО «ИРИ».
Радикальная европеизация России при Петре I (время царствования: 1689–1725) повлекла за собой перестройку педагогических традиций. Образование теперь было не при церкви, им заведовало государство. Начала работу светская школа, которая должна была обеспечивать государство образованными слугами: военными, чиновниками, учителями. Изменения коснулись и духовного воспитания. Открылись начальные архиерейские школы и духовные семинарии.
К середине XVIII века сложилась сословная система образования. Для каждого сословия было открыто свое учебное заведение со своей программой.
В 1698 году открылась артиллерийская школа Преображенского полка для детей служащих солдат и матросов. В программу обучения входили грамота, счет и артиллерийское дело. С 1721 года, указом Петра I, было велено открыть школу при каждом полку.
В 1701 году открывается школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Обучение было разделено на нижнюю и верхнюю ступени. На нижней учили писать, читать и считать. На верхней — арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, черчению и артиллерии. Учителями были наиболее способные ученики этой же школы.
В этом же году в Сухаревой башне в Москве открывается школа математических и навигацких наук для подготовки моряков, артиллеристов, инженеров и служилых людей. Учащиеся возраста от 12 до 20 лет. Студенты получали стипендию, или «кормовые» деньги. Но дисциплина была строгой. За прогулы — штраф, а за побег из школы — смертная казнь. Найти свидетельства того, что кого-то правда казнили за побег из учебного заведения, не удалось.
В 1714 году Петр I издает указ об открытии цифирных школ. Они же государственные начальные школы, доступные большинству населения. В них обучались дети с 10 до 15 лет. Чаще всего выпускники этих школ шли на государственную службу.
В 1730–1755 годах открываются образовательные заведения для дворян и Смольный институт благородных девиц. В Москве и Петербурге открываются первые общеобразовательные гимназии. Это время, когда закладываются основы общественного образования, что впоследствии приведет к открытию Михаилом Ломоносовым Московского университета (об этом наш следующий текст).
***
В 1755–1782 годах в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.
В 1782–1786 годах была создана государственная система народного образования. Екатерина II решила взять австрийское образование за образец. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. Создавались училища двух типов: главные с четырьмя классами в губерниях, малые двухклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.
Но учителей катастрофически не хватало. Тогда были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В России XVIII века качество образования наконец-то заметно выросло и стало приобретать структуру.