Смерть, погребение и воскресение Иисуса занимают центральное место в нашей вере и в наших отношениях с Богом (1 Кор. 15:1-4). В первый день каждой недели, собираясь на Господню трапезу, мы отмечаем смерть, погребение и воскресение Христа. Давайте сосредоточимся на третьем моменте — воскресении — и попытаемся ответить на вопросы “Каково значение воскресения Иисуса?” и “Что провозглашает это великое событие?” Вот некоторые его основополагающие истины.
ИИСУС ЕСТЬ СЫН БОЖИЙ
Во-первых, воскресение провозглашает божественность Иисуса. В Рим. 1:4 Павел говорит, что Иисус Христос, наш Господь, “открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых”. Воскресение доказывает, что Иисус есть Сын Божий.
Среди первых у гробницы в утро воскресения были женщины, которые пришли, чтобы умастить тело Христа. Мария Магдалина, по-видимому, отделилась от других и побежала рассказать об увиденном Петру и Иоанну. Услышав опасения Марии, два апостола побежали к гробу, чтобы увидеть всё своими глазами. Позже Иоанн скажет, что, заглянув в склеп, он уверовал. Перед тем, входя в сад вместе с Петром, он не знал, чему верить. Потом он увидел, что было в гробнице. Прочтём рассказ Иоанна:
«Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит в гробницу, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на голове Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый — на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик [то есть Иоанн], прежде пришедший к гробнице, и увидел, и уверовал» (Ин. 20:6-8).
Что же такое увидел Иоанн, что породило в нём веру? Он увидел “пелены лежащие, и плат, который был на голове Его... особо свитый — на другом месте”. Если бы люди в спешке вынесли тело Иисуса, они бы не тратили время на то, чтобы снять пелены и аккуратно положить платок на другом месте. То, что увидел Иоанн, было несовместимо с человеческими действиями, но вполне вязалось с божественным вмешательством. Это можно было объяснить только воскресением, которое часто предсказывал Иисус (Мф. 16:21; 17:23; 20:19; Мк. 8:31; 9:31; 10:34; Лк. 9:22; Ин. 2:19).
Если мы с вами не торопясь вглядимся в это свидетельство, мы тоже уверуем, как Иоанн. Причин для веры в то, что Иисус воскрес из мёртвых, предостаточно. Например, у нас есть свидетельства сотен заслуживающих доверия очевидцев, которые видели Господа живым после Его воскресения (1 Кор. 15:4-8).
Одно такое доказательство — перемена, которая произошла в учениках Иисуса. Поведение последователей Христа во время Его ареста и суда над Ним никак не назовёшь достойным. Они проявили что угодно, только не мужество. Они либо убежали, спасая собственную жизнь, либо старались держаться подальше от опасности. Пётр даже отрёкся от Иисуса. Однако после воскресения те же люди проповедовали Иисуса открыто и дерзновенно. Их убеждённость звучит с каждой страницы Нового Завета.
В чём они были уверены? Что Иисус жив. Эта уверенность изменила жизнь апостолов. Их веру невозможно было поколебать — даже когда их заключали в тюрьмы, били, побивали камнями и умерщвляли иным способом. Слабые, колеблющиеся, неверные, они стали самыми энергичными людьми, которых когда-либо видел мир. Их учения расшатывали Римскую империю, так что в конце концов она рухнула. Перемену в этих людях нельзя объяснить ничем, кроме как воскресением Христа. Они увидели воскресшего Господа, и это навсегда изменило их.
Воскресение давно доказало, что Иисус есть Сын Божий; оно и сегодня провозглашает эту же великую истину.
ЖЕРТВА ИИСУСА БЫЛА ПРИНЯТА
Воскресение провозглашает, что Бог принял жертву Иисуса на кресте. В центре христианства стоит крест. Мы примирились “с Богом посредством креста” (Еф. 2:16). Жертва Иисуса удовлетворила Божью справедливость и дала нам надежду на вечную жизнь. Поэтому Павел и говорил: “Ибо я рассудил быть... не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого” (1 Кор. 2:2). Собираясь за Господней трапезой каждый первый день недели, мы “смерть Господню возвещаем” (1 Кор. 11:26).
Однако если бы Иисус не воскрес из мёртвых, мы бы не были уверены, исполнил крест своё назначение или нет. Воскресение провозглашает, что Бог действительно принял жертву Иисуса за наши грехи. В этом смысле мы спасены не только смертью Иисуса, но и Его воскресением. Так, Павел говорит об Иисусе, что Он “предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего” (Рим. 4:25).
МЫ МОЖЕМ СПАСТИСЬ
Волнующим результатом принятия Богом жертвы Иисуса является то, что мы с вами можем спастись! Воскресение провозглашает, что от смерти во грехе мы можем воскреснуть к обновлённой жизни.
Когда-то Иисус использовал физическое исцеление, чтобы доказать, что Он силён исцелять духовно (см. Мф. 9:6). Так же и Библия подчёркивает связь между телесным воскресением Иисуса и нашим духовным воскресением к новой жизни. Павел писал христианам в Риме:
«Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное...» (Рим. 6:4-6).
В своём письме к ефесянам Павел так сформулировал их обращение: “И нас, мёртвых по преступлениям, [Бог] оживотворил со Христом” (Еф. 2:5). Бог благословляет “нас, верующих по действию державной силы Его, которой Он воздействовал в Христе, воскресив Его из мёртвых” (1:19, 20).
МЫ ИМЕЕМ ЖИВОГО СПАСИТЕЛЯ
После того как мы получаем спасение от грехов, нам нужна помощь, чтобы жить христианской жизнью. Воскресение провозглашает, что мы имеем Спасителя, который “всегда жив, чтобы ходатайствовать” за нас (Евр. 7:25). Мы верны не мёртвой букве, а живой Личности.
Иисус обещал всегда быть с нами (Мф. 28:20). Он заверил нас, что, когда мы собираемся вместе, Он среди нас (Мф. 18:20). Послание к евреям говорит нам, что Он — наш “милостивый и верный Первосвященник”, который может “сострадать нам в немощах наших” и который приходит к нам на помощь, когда мы подвергаемся искушениям (2:17; 4:15; 2:18). Через Него мы “получаем милость и обрезаем благодать для благовременной помощи” (Евр. 4:16).
Мы не только “примирились с Богом смертью” Иисуса, но и “спасёмся жизнью Его” (Рим. 5:10). Хвала Богу за живого и заботливого Спасителя!
ВЫДЕЛЕН ОСОБЫЙ ДЕНЬ
Воскресение также провозглашает, что был выделен особый день для особой цели. Говоря “день, выделенный для особой цели”, я не имею в виду один или два дня в году, выделенных для чисто христианских праздников (см. Гал. 4:10). Не имею я в виду и седьмой день недели (субботу), выделенную в Ветхом Завете (Исх. 20:8-11; Втор. 5:12-15).
Я говорю о первом дне недели, дне с названием “воскресенье”. В первый день недели ранняя церковь встречалась для поклонения — чтобы причаститься Господней вечери (Деян. 20:7) и отдать часть своих средств (1 Кор. 16:2). Апостол Иоанн первый день недели называет “днём Господним” (Отк. 1:10).
Почему первый день недели был (и продолжает быть) особым днём для христиан? Потому что в первый день воскрес Господь. Марк говорит нам: “И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца” (Мк. 16:2). Там ангел говорит им: “Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен” (Мк. 16:6). Для христиан рассвет каждого первого дня — это “утро Воскресения”.
МЫ ТОЖЕ ВОСКРЕСНЕМ
Мы подходим к одной из самых волнующих истин воскресения Иисуса: оно провозглашает, что однажды мы тоже воскреснем телесно! Как-то давно Иов спросил: “Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить?” (Иов. 14:14). Божий ответ — “Да, потому что Иисус воскрес!” Эта истина утверждается в 1 Кор. 15:
«Но Христос воскрес из мёртвых, Первенец из умерших. Ибо как смерть через одного человека, так через одного Человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: Первенец Христос, потом Христовы — в пришествие Его. Последний же враг истребится — смерть» (ст. 20-26).
Если мы “творим добро”, то пойдём “в воскресение жизни”; а если “делаем зло”, то пойдем “в воскресение осуждения” (Ин. 5:29) — но все мы воскреснем! Смерть теперь уже не стена, а дверь. Воскресение Иисуса заверяет нас, что это так!
БОГ ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ
Следует отметить ещё одну весть, общую истину, которую нужно усвоить всем: воскресение Иисуса провозглашает, что Бог верен Своему Слову. Как раньше любили повторять проповедники, “Бог говорит, что думает, и думает, что говорит!”
Заявления Иисуса о Своём воскресении произвели впечатление на слушателей, в особенности Его загадочные слова о храме: “Иисус сказал им в ответ: «Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его»”; “А Он говорил о храме тела Своего” (Ин. 2:19, 21). Когда Иисус предстал перед судом Каиафы, это предсказание процитировал лжесвидетель (Мф. 26:61). Когда Иисус был на кресте, насмехающаяся толпа кричала: “Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого” (Мф. 27:40).
Враги Иисуса не верили Его предсказанию, и всё же оно осуществилось. Его тело — Его земной храм — умерло на кресте, а на третий день воскресло из мёртвых. Когда Господь говорит, что это так, это действительно так! Ему можно верить!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторые говорят, что верят в воскресение Иисуса — и один раз в году уделяют этому факту главное внимание. В то же время они отрицают великие истины, провозглашённые воскресением:
• Воскресение провозглашает, что Иисус есть Сын Божий — но многие отрицают Его божественность.
• Воскресение провозглашает, что крест утолил Божий гнев — но многие отрицают реальность греха и тот факт, что Бог должен покарать грешников.
• Воскресение провозглашает, что мы можем спастись, когда наша вера приведёт нас к крещению в подобие смерти, погребения и воскресения Иисуса (Гал. 3:26, 27) — но некоторые отрицают необходимость крещения или отказываются при крещении облечься в Иисуса.
• Воскресение провозглашает, что мы имеем живого Спасителя, который ходатайствует за нас, — но многие осмеивают ту идею, что Бог даёт личную силу для жизни.
• Воскресение провозглашает, что для поклонения был выделен особый день, первый день каждой недели — но многие сводят своё присутствие на собраниях до нескольких дней в году.
• Воскресение провозглашает, что однажды мы воскреснем — но многие отрицают телесное воскресение.
• Воскресение провозглашает, что Бог верен Своему Слову — но многие глумятся над учениями этого Слова.
Как Божья сила сошла и оживила безжизненное тело Его Сына, воскресив Его из мёртвых, так Божья сила и любовь может дать и вам новую жизнь — если вы готовы покориться Его воле.