Найти в Дзене
На перекладных.

Золотой алтарь собора Сан Марко - сокровище в открытом доступе

Оглавление

"Гулять, так гулять!" - вероятно, подумали венецианцы, захватив из разграбленного Константинополя в добавление к бронзовым коням Лисиппа огромное количество бесценных реликвий. И не было бы им за то прощения, если бы все эти вещи не пошли на украшение великолепного собора Сан Марко.

Особое место среди "реквизированного" занимает Пала д*Оро - Золотой алтарь.

Золотой алтарь. Источник: Wicimedia Commons. Автор: Keete 37.
Золотой алтарь. Источник: Wicimedia Commons. Автор: Keete 37.

Своими глазами.

Золотой алтарь находится в открытом доступе. Это удивительно. Особенно если вспомнить строгие проверки при посещении Алмазного фонда и шипящих бабушек в православных храмах. Кроме того, мы привыкли к тому, что алтарное пространство закрыто иконостасом, а женщинам попасть туда вообще невозможно. Собор Сан Марко - храм с византийской, можно сказать, православной душой, но построен по католическим канонам. Алтарное пространство выделено с помощью сквозного иконостаса с гостеприимными ступеньками в середине. Увлекаемая аудиогидом, я подошла к ним, а затем, слегка поколебавшись, вступила туда - в заповедную зону.

Иконостас с 14-ю статуями 14 века работы Далле Мазенье. Фото из открытых источников Сети.
Иконостас с 14-ю статуями 14 века работы Далле Мазенье. Фото из открытых источников Сети.

Пала д*Оро, украшающая главный алтарь, висела довольно высоко, "спиной" к иконостасу, лицом к центральной апсиде, во всем своем золотом блеске.

  • тончайшая перегородчатая эмаль
  • 400 гранатов
  • 300 сапфиров
  • 300 изумрудов
  • 90 аметистов
  • 75 розовых шпинелей
  • 50 рубинов
  • 4 топаза
  • 2 камеи
  • 1300 жемчужин
  • серебро
  • позолота

Справедливости ради, надо отметить, что попытки закрыть драгоценную реликвию от посторонних глаз все-таки предпринимались. В 1345 году по заказу дожа Андреа Дандоло Паоло Венченцо написал будничный алтарь, который закрывал Золотой во время обычных богослужений. Красоту Пала д*Оро можно было увидеть только по праздникам. Но старинные демократические традиции Венеции в середине 20 века возобладали: будничный алтарь был отправлен в музей, в Банкетный зал Дворца Дожей. Теперь в Венеции как будто вечный праздник. Звучат странно, но это недалеко от истины.

Конечно, ценность Пала д*Оро не в драгоценных камнях. Это прежде всего религиозная реликвия. Пала в переводе с латинского - "лопатка", "плоскость", это. действительно, плоскость, передняя стенка алтаря в обычном понимании. Золотой алтарь, разделен на несколько чинов, в соответствии с византийской традицией.

Алтарный образ.

  • Верхний ряд. В центре изображение Михаила Архангела. Слева и справа изображения шести церковных праздников: «Въезд в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Вознесение», «Сошествие св.Духа», «Успение Богородицы»,
  • Центральная композиция. В середине миниатюры находится фигура Христа Пантократора, окруженная образами четырех евангелистов в медальонах. Евангелисты показаны за работой. Под изображением Христа находится Богоматерь Оранта, по обе стороны от нее - заказчики реликвии: дож Орделаффо Фальер и императрица Ирина. Над фигурой Христа изображена сцена «Подготовки престола Страшного суда».
Центральная часть Золотого алтаря с фигурой Христа Пантократора  и изображениями 4 евангелистов. Фото из открытых источников Сети.
Центральная часть Золотого алтаря с фигурой Христа Пантократора и изображениями 4 евангелистов. Фото из открытых источников Сети.
  • Праздничный чин. Здесь, между дьяконами с ладаном в верхнем ряду расположены почти все сцены «праздничного цикла» византийской церкви. Благовещение, Рождество, Принесение во храм, Крещение Иисуса, Тайная вечеря, Распятие, Схождение в лимб, Воскресение, Неверие св.Фомы, Вознесение, Сошествие св.Духа на апостолов. Благовещение, Рождество, Принесение во храм, Крещение Иисуса, Тайная вечеря, Распятие, Схождение в лимб, Воскресение, Неверие св.Фомы, Вознесение, Сошествие св.Духа на апостолов.
  • Архангелы, апостолы, пророки в трех нижних рядах. В иерархической последовательности в самом нижнем двенадцать фигур пророков, в среднем - двенадцать апостолов, верхний ряд занимают двенадцать архангелов .
  • Житие апостола Марка. По обеим сторонам Пала д*Оро изображаются события из жизни святого Марка, и эпизоды, относящиеся к его мученической смерти.
  1. Святой Петр жалует епископское достоинство святому Марку. Святой Марк получает из рук Петра епископский посох.
  2. Святой Марк представляет святому Петру святого Эрмагора. Святой Эрмагор должен стать основателем церкви в Аквилее.
  3. Исцеление Аниано. Святой Марк исцеляет поврежденную в процессе работы руку сапожника Аниано, на рабочем столе которого видны инструменты: нож, гнутое шило, кожа и башмак.
  4. Святой Марк низвергает идола. Святой Марк молитвой борется с идолом. Возможно, это изображение богини Афины, в латах, шлеме с копьем и мечом в руках.
  5. Крещение святым Марком сапожника Аниаро. Тот принимает сан епископом Александрии Египетской.
  6. Явление Христа святому Марку. Слова на эмалевой пластинке гласят: «Мир тебе, Марк, мой евангелист». Знаменитый девиз Венеции.
  7. Святой Марк, уводимый в темницу. Стражники держат петлю на шее Святого Марка, находящегося в церкви перед алтарем.
  8. Перенесение тела святого Марка из Александрии. Венецианские купцы Трибуно и Рустико с телом святого Марка.
  9. Перенесение тела святого Марка. Паруса корабля, на котором перевозят тело святого Марка, украшают христианские символы.
  10. Перенесение тела святого Марка в собор. Буоно и Рустико, несут саркофаг с мощами святого.

Взятые за основу.

Собственно, толчком для создания шедевра послужили изъятые в храме Пантократора в Константинополе 6 пластинок, выполненных в технике перегородчатой эмали, которые сейчас находятся в верхней части Золотого алтаря.

Монастырь Христа Пантократора в Константинополе был построен по инициативе византийской императрицы Ирины, жены Иоанна Второго Комнина. Ее изображение, возможно, в качестве некой благодарности было помещено рядом с изображением Богоматери Оранты.

Византийские миниатюры послужили великолепным образцом. "Эстафету" у императрицы Ирины принял дож Пьетро Дзиани. Им были заказаны византийским мастерам новые фрагменты для Золотого алтаря. Свою лепту внес дож Андреа Дандоло в 1343 году. По его заказу ювелир Джамбаттисте Бонесенья изготовил готическую раму (3,34 х 2,51 м) из позолоченного серебра, украшенную драгоценными и полудрагоценными камнями. Ее поместили в мраморную дарохранительницу.

Перегородчатая эмаль.

Два слова хочется сказать о особой технике выполнения миниатюр. Родиной перегородчатой эмали является Древний Египет. Своего расцвета этот вид декоративного искусства достиг в Византии. Где-то с 8 века до конца Средневековья эта техника было очень популярна.

В чем суть метода ? На золотые пластинки напаивались поставленные на ребро и образующие рисунок тончайшие золотые проволочки, промежутки между которыми заполнялись разноцветными эмалевыми сплавами, настолько тонкими, что они пропускали сияние золотого фона.

Перегородчатая эмаль - очень сложный и трудоемкий вид ювелирного искусства, требовавший от мастера большого вкуса, терпения, усидчивости и точности. Всеми эти качества были присущи знаменитым византийским ювелирам. Они владели навыками, позволявшими им создавать "нетленки", которыми мы восхищаемся до сих пор. К их числу относится и Золотой алтарь сохраненный для потомков венецианцами.