"Гулять, так гулять!" - вероятно, подумали венецианцы, захватив из разграбленного Константинополя в добавление к бронзовым коням Лисиппа огромное количество бесценных реликвий. И не было бы им за то прощения, если бы все эти вещи не пошли на украшение великолепного собора Сан Марко.
Особое место среди "реквизированного" занимает Пала д*Оро - Золотой алтарь.
Своими глазами.
Золотой алтарь находится в открытом доступе. Это удивительно. Особенно если вспомнить строгие проверки при посещении Алмазного фонда и шипящих бабушек в православных храмах. Кроме того, мы привыкли к тому, что алтарное пространство закрыто иконостасом, а женщинам попасть туда вообще невозможно. Собор Сан Марко - храм с византийской, можно сказать, православной душой, но построен по католическим канонам. Алтарное пространство выделено с помощью сквозного иконостаса с гостеприимными ступеньками в середине. Увлекаемая аудиогидом, я подошла к ним, а затем, слегка поколебавшись, вступила туда - в заповедную зону.
Пала д*Оро, украшающая главный алтарь, висела довольно высоко, "спиной" к иконостасу, лицом к центральной апсиде, во всем своем золотом блеске.
- тончайшая перегородчатая эмаль
- 400 гранатов
- 300 сапфиров
- 300 изумрудов
- 90 аметистов
- 75 розовых шпинелей
- 50 рубинов
- 4 топаза
- 2 камеи
- 1300 жемчужин
- серебро
- позолота
Справедливости ради, надо отметить, что попытки закрыть драгоценную реликвию от посторонних глаз все-таки предпринимались. В 1345 году по заказу дожа Андреа Дандоло Паоло Венченцо написал будничный алтарь, который закрывал Золотой во время обычных богослужений. Красоту Пала д*Оро можно было увидеть только по праздникам. Но старинные демократические традиции Венеции в середине 20 века возобладали: будничный алтарь был отправлен в музей, в Банкетный зал Дворца Дожей. Теперь в Венеции как будто вечный праздник. Звучат странно, но это недалеко от истины.
Конечно, ценность Пала д*Оро не в драгоценных камнях. Это прежде всего религиозная реликвия. Пала в переводе с латинского - "лопатка", "плоскость", это. действительно, плоскость, передняя стенка алтаря в обычном понимании. Золотой алтарь, разделен на несколько чинов, в соответствии с византийской традицией.
Алтарный образ.
- Верхний ряд. В центре изображение Михаила Архангела. Слева и справа изображения шести церковных праздников: «Въезд в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Вознесение», «Сошествие св.Духа», «Успение Богородицы»,
- Центральная композиция. В середине миниатюры находится фигура Христа Пантократора, окруженная образами четырех евангелистов в медальонах. Евангелисты показаны за работой. Под изображением Христа находится Богоматерь Оранта, по обе стороны от нее - заказчики реликвии: дож Орделаффо Фальер и императрица Ирина. Над фигурой Христа изображена сцена «Подготовки престола Страшного суда».
- Праздничный чин. Здесь, между дьяконами с ладаном в верхнем ряду расположены почти все сцены «праздничного цикла» византийской церкви. Благовещение, Рождество, Принесение во храм, Крещение Иисуса, Тайная вечеря, Распятие, Схождение в лимб, Воскресение, Неверие св.Фомы, Вознесение, Сошествие св.Духа на апостолов. Благовещение, Рождество, Принесение во храм, Крещение Иисуса, Тайная вечеря, Распятие, Схождение в лимб, Воскресение, Неверие св.Фомы, Вознесение, Сошествие св.Духа на апостолов.
- Архангелы, апостолы, пророки в трех нижних рядах. В иерархической последовательности в самом нижнем двенадцать фигур пророков, в среднем - двенадцать апостолов, верхний ряд занимают двенадцать архангелов .
- Житие апостола Марка. По обеим сторонам Пала д*Оро изображаются события из жизни святого Марка, и эпизоды, относящиеся к его мученической смерти.
- Святой Петр жалует епископское достоинство святому Марку. Святой Марк получает из рук Петра епископский посох.
- Святой Марк представляет святому Петру святого Эрмагора. Святой Эрмагор должен стать основателем церкви в Аквилее.
- Исцеление Аниано. Святой Марк исцеляет поврежденную в процессе работы руку сапожника Аниано, на рабочем столе которого видны инструменты: нож, гнутое шило, кожа и башмак.
- Святой Марк низвергает идола. Святой Марк молитвой борется с идолом. Возможно, это изображение богини Афины, в латах, шлеме с копьем и мечом в руках.
- Крещение святым Марком сапожника Аниаро. Тот принимает сан епископом Александрии Египетской.
- Явление Христа святому Марку. Слова на эмалевой пластинке гласят: «Мир тебе, Марк, мой евангелист». Знаменитый девиз Венеции.
- Святой Марк, уводимый в темницу. Стражники держат петлю на шее Святого Марка, находящегося в церкви перед алтарем.
- Перенесение тела святого Марка из Александрии. Венецианские купцы Трибуно и Рустико с телом святого Марка.
- Перенесение тела святого Марка. Паруса корабля, на котором перевозят тело святого Марка, украшают христианские символы.
- Перенесение тела святого Марка в собор. Буоно и Рустико, несут саркофаг с мощами святого.
Взятые за основу.
Собственно, толчком для создания шедевра послужили изъятые в храме Пантократора в Константинополе 6 пластинок, выполненных в технике перегородчатой эмали, которые сейчас находятся в верхней части Золотого алтаря.
Монастырь Христа Пантократора в Константинополе был построен по инициативе византийской императрицы Ирины, жены Иоанна Второго Комнина. Ее изображение, возможно, в качестве некой благодарности было помещено рядом с изображением Богоматери Оранты.
Византийские миниатюры послужили великолепным образцом. "Эстафету" у императрицы Ирины принял дож Пьетро Дзиани. Им были заказаны византийским мастерам новые фрагменты для Золотого алтаря. Свою лепту внес дож Андреа Дандоло в 1343 году. По его заказу ювелир Джамбаттисте Бонесенья изготовил готическую раму (3,34 х 2,51 м) из позолоченного серебра, украшенную драгоценными и полудрагоценными камнями. Ее поместили в мраморную дарохранительницу.
Перегородчатая эмаль.
Два слова хочется сказать о особой технике выполнения миниатюр. Родиной перегородчатой эмали является Древний Египет. Своего расцвета этот вид декоративного искусства достиг в Византии. Где-то с 8 века до конца Средневековья эта техника было очень популярна.
В чем суть метода ? На золотые пластинки напаивались поставленные на ребро и образующие рисунок тончайшие золотые проволочки, промежутки между которыми заполнялись разноцветными эмалевыми сплавами, настолько тонкими, что они пропускали сияние золотого фона.
Перегородчатая эмаль - очень сложный и трудоемкий вид ювелирного искусства, требовавший от мастера большого вкуса, терпения, усидчивости и точности. Всеми эти качества были присущи знаменитым византийским ювелирам. Они владели навыками, позволявшими им создавать "нетленки", которыми мы восхищаемся до сих пор. К их числу относится и Золотой алтарь сохраненный для потомков венецианцами.