内功无工一场空
Нэйгун без упорных самозабвенных занятий - пустая трата времени!
Достаточно часто встречается мнение, что
ушу без цигун не ушу,
более продвинутые камрады толково поправляют
цигун придумали в КНР в ХХ веке, а в ушу используют нэйгун.
Про создание #цигун мы уже подробно рассказывали в статье «О создании цигун в КНР» (статья была для журнала, но мы решили по частям опубликовать тут). Сейчас наконец настало время рассказать нашим читателям о привнесении термина #нэйгун в среду занимающихся китайскими боевыми искусствами. Но сперва напомним значение этого термина:
Нэйгун (内功 nèigōng, дословно «внутренняя работа») — искусство совершенствования способностей человека в среде традиционных боевых искусств Китая. В рамках традиционных боевых искусств Китая является неотъемлемой частью интегральной подготовки занимающегося в сочетании с вайгун, «внешней работой».
Это типичное для Китая дуалистическое разделение всех окружающих явлений, более знакомое нашим соотечественникам в форме Инь-Ян. Принято считать, что в нэйгун и вайгун развиваются соответственно цзинь (劲 jìn) и ли (力 lì) - две составляющие единого целого в вашем техническом действии, как Инь и Ян, образующие Тайцзи. На самом деле цзинь и ли развиваются и там, и там, и не только. Но сейчас не об этом.
Первое же упоминание термина #нэйгун современные китайские исследователи связывают с появлением книги «Четыре канона нэйгун» (内功四经). Автор неизвестен и дата выхода книги в свет не установлена.
Считается, что
Ван Наньси (王南溪), уроженец Ланья, в годы династии Цин и передал ее в мир
А потом она распространилась с Мире Улинь благодаря рекомендации... Сун Шижуна (宋世榮,1849-1927), который был известным мастером #синъицюань в конце династии Цин и начале Китайской Республики. Многим современным ушуистам мастер Сун известен благодаря знаменитой статье Сунь Лутана «О разделении на внутреннюю и внешнюю семью в кулачном искусстве», где Сун Шичжун указывает на ошибочность такого разделения:
У дыхания есть разделение на внешнее и внутреннее, в кулачном искусстве же нет разделения на внешнее и внутреннее. Искусен в культивировании ци — это «внутренняя семья», неискусен — «внешняя семья». Вскормил необъятное количество ци — реально вступил в тайный смысл «внутренней семьи». В наработке и применении кулачного искусства в движении требуют покой, при использовании сидячей наработки в покое требуют движения. Истина в том, что в движении есть покой, в покое есть движение, тело есть единое целое, здесь двух мнений быть не может. Ну а раз сказано, что покой в пределе рождает движение, движение в пределе рождает покой, то движение и покой порождают друг друга, если бы существовало разделение на внешнее и внутреннее, то разве ошибка на волосок в начале пути не рождает расхождение на тысячи ли в конце?
И именно этот мастер ушу впервые привнес этот термин в мир Улинь (по крайней мере, на данный день нет сведения о более ранних). В частности рассказывают историю о том, что когда Ли Цуньи и Сунь Лутан отправились за советом к мастеру Сун Шичжуну, он тогда и передал им текст «Четыре канона нэйгун».
Далее события развивались стремительно. Высокопоставленный чиновник Ван Цзуюань (王祖源1822 -1886), родившийся в Фушани в семье губернатора провинции Шаньдун, в 1881 году опубликовал «Нэйгун тушо» - «Иллюстрированные пояснения нэйгун».
Благодаря современным исследованиям и цифровизации архивов мы знаем, что содержание «Иллюстрированных пояснений нэйгун» точно такое же, как и более раннего издания «Основы здоровья» (卫生要术 wèishēng yàoshù), изданной в 1858 году Пань Чжаем (潘齋 Pān Zhāi, ? - 1892), уроженцем уезда Усянь провинции Цзянсу. А сам автор в предисловии пишет, что его книга есть компиляция различных медицинских текстов и книги Сюй Уфэна (徐呜峰 Xú Wūfēng). Потомок автора Пань Шаншу указывал, что копия «Основ здоровья» была отправлена в дар Ван Цзуюаню в 1880 году.
Ван Цзуюань же рассказывал, что после долгих поисков в архивах монастыря #Шаолинь обнаружил два сборника методов практически одинакового содержания, но называвшихся по-разному. Наиболее полными оказались «Объяснения схем внутреннего искусства». По этому, со слов Вана, этот текст и стал источником последующих публикаций. Его центральную часть занимал «Ицзиньцзин», а в качестве составных частей входили «12 отрезов парчи» и «Классифицированные речения о внешней работе».
В результате современного научного исследования было установлено, что все рисунки и объяснения не являются уникальными авторскими, а были взяты из вышеупомянутого и более раннего труда Сюй Уфэна «Передача истины о долголетии поколений», изданного в 1771 г. Но и эта книга тоже является компиляция более ранних трудов! В частности один из разделов «Образ жизни бессмертных» (神仙起居法 shénxiānqǐjūfǎ) считается переданным известным каллиграфом Ян Нинши.
По распространяемой легенде в 1854 году Ван Цзуюань познакомился с Чжоу Бинем и часто консультировался с ним по боевым искусствам, потом они вместе отправились в провинцию Хэнань, в Суншань Шаолинь, и жили в монастыре более 3 месяцев, изучая фехтование шестом/копьем и внутренние методы, где им якобы и подарили «Шаолиньские иллюстрированные пояснения нэйгун» ( в предыдущей статье мы разбирали историю появления этого сборника).
Известный исследователь истории ушу Тан Хао подробно разобрал содержание «Иллюстрированные пояснения нэйгун» и указал, что книга скомпилирована из нескольких разнородных источников, ранее не связанных исторически между собой, и представляет описание различных методов внутренней работы. Наиболее известные – это ицзинцзин и шиэрдуаньцзин (двенадцать кусков парчи). Благодаря исследованиям методического отдела Центрального Института Гошу был составлен список текстов, сформировавший теорию и набор методов, на основании которых в итоге и составлялись различные стилевые нэйгун.
Вот в этих двух вышеупомянутых книгах, «Четыре канона нэйгун» и «Иллюстрированные пояснения нэйгун», можно увидеть самое раннее применение этого термина в среде ушу. То есть это восьмидесятые годы девятнадцатого века. И изначально это были оздоровительные методы. Однако широкое распространение именно терминов нэйгун и угун мицзи (武功秘籍 wǔgōng mìjí) в среде в том числе и самих занимающихся произошло благодаря романам о боевых искусствах, написанных Гу Луном или Цзинь Юном (金庸 Jīn Yōng) псевдоним писателя Чжа Лянъюн (1924–2018, 查良镛 zhā liángyōng). Во многом именно благодаря их творчеству возникает, устоявшееся в наши дни, «разделение» внутри термина нэйгун на собственно методы и явления, возникающие в процессе наработки и тренировки ушу, хотя сама эта важная концепция разбирается в рамках книги «Четыре канона нэйгун». Речь конечно о проявлении внутреннего в технических действиях и так далее...
Ма Цзижень, один из создателей терапии цигун и досконально исследовавший вопрос терминологии цигун/нэйгун яншэн, отмечает, что эквивалент встречался в основном в кругах боевых искусств, где оно именовалось ляньци (練氣 liàn qì, «переплавление ци, совершенствование ци»), а также и среди последователей даосизма, где оно именовалось янци (養 氣 yǎng qì «питать ци, взращивать ци»). В частности, разбирая содержание каких либо методов, по этим двум терминам (хотя и не всегда) мы можем определять их направленность и среду практики.
Именно ляньци (練氣 liàn qì, «переплавление ци, совершенствование ци») и было изначальным наименованием в среде практиков ушу тех методов, которые сейчас принято обобщенно именовать нэйгун.
Обращаем внимание: данная статья не является учебным пособием, заниматься желательно под присмотром опытного наставника.
Всем хороших тренировок!