Найти тему
Секреты Старого Китая

Традиционные методы внутренней наработки, или какая самая известная и самая загадочная?

Самая известная методика внутренней наработок, неразрывно связанная в умах занимающихся с практикой #ушу - это, несомненно, «И Цзинь Цзин» из монастыря Северный Шаолинь. Согласно легенде, «И Цзинь Цзин» был создан Бодхидхармой и оставлен ученикам как завещание.

Основатель и первый патриарх чань-буддизма, Бодхидхарма, в Китае его называют Путидамо (菩提达摩) или просто Дамо.
Основатель и первый патриарх чань-буддизма, Бодхидхарма, в Китае его называют Путидамо (菩提达摩) или просто Дамо.

Однако, это лишь красивая легенда, сам трактат возник значительно позднее и не имеет непосредственного отношения к кулачному искусству. Это краткое иллюстрированное пособие, содержащее дыхательные методики, большинство из которых заимствованы из #даоинь. И многие аспекты в нем принадлежат даосской, но не буддийской традиции
Там очень много даосских терминов. Давайте попробуем немного разобраться в этом вопросе, но сперва пару слов об этом методе. Вернее, о смысле, заключенном в его названии:

И – означает гибкость, изменение и обмен.

Цзинь – относится к костям и фасциям.

Цзин – означает руководство.

Изменение - это путь Инь и Ян.

В современных списках есть два предисловия к трактату. Первое составлено якобы монахом Ли Цзинем в 628 г., то есть через столетие после прихода Бодхидхармы в Китай, второе военным по имени Ню Гу из государства Южная Сун в 1142 г.

В предисловии Ли Цзиня излагается история, что Дамо, перед тем как покинуть #Шаолинь, оставил железный ящик, в котором монахи обнаружили два свитка:

• «Канон омовения костного мозга» («Сисуй цзин»), и его передали второму чаньскому патриарху и настоятелю монастыря Хуэйкэ.

• «Канон преобразования мышц и сухожилий» («Ицзинь цзин»).

Причем оба текста были написаны на санскрите, что логично, Дамо вообще-то был из Индии, вернее - он родился и вырос в государстве Паллавов, располагавшемся с начала IV и до конца IX века на территории современного штата Тамилнад.

Обложка сборника, озаглавленная «Ицзиньцзин». «Ицзиньцзин» не так волшебен, как рассказывают нам в романах у-ся конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. В нем в основном рассказывается о некоторых способах самосовершенствования и оздоровительных упражнениях, но полностью отсутствует прикладная техника ушу.
Обложка сборника, озаглавленная «Ицзиньцзин». «Ицзиньцзин» не так волшебен, как рассказывают нам в романах у-ся конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. В нем в основном рассказывается о некоторых способах самосовершенствования и оздоровительных упражнениях, но полностью отсутствует прикладная техника ушу.

Якобы перевод трактата на китайский сделал миссионер из Западной Индии и передал его некоему Цю Жанькэ , а тот уже передал трактат в руки буддийского монаха Ли Цзиня. После этого следы «Ицзиньцзина» внезапно и надолго затерялись. Уже в своём предисловии Ню Гу пишет, что во время путешествия по Западной Индии трактат был передан ему бродячим монахом, который назвался наставником знаменитого бойца и военачальника Юэ Фэя ( 岳飞 yuèfēi , 1103-1141). Что занятно, его считают создателем и одного из самых распространенных методов внутренней наработки, дошедших до нашего времени — упражнений «Восемь кусков парчи» (八段锦 bāduànjǐn ).

Мавзолей Юэ Фэя близ озера Сиху в Ханчжоу. Наверху известное изречение, приписываемое генералу, «Верните мои реки и горы» (還我河山).
Мавзолей Юэ Фэя близ озера Сиху в Ханчжоу. Наверху известное изречение, приписываемое генералу, «Верните мои реки и горы» (還我河山).

Однако, согласно уже современным исследованиям, и трактат и предисловия возникли гораздо позднее. Он должен был быть составлен во времена заката династии Мин, по всей вероятности, были все они, и основной текст и оба предисловия, составлены почти одновременно в 1624 году, на четвертом году правления Мин Тяньци (1605 - 1627).

В начале XIX в. трактат, многократно переписанный от руки, был широко распространён во многих школах ушу, скорее всего в то время он и попал в Шаолиньский монастырь. Где и был найден Ван Цзуюанем в составе знаменитого сборника «Иллюстрированные пояснения нэйгун» (内功图说), по которому потом сделали ксилограф и стали распространять уже как «Шаолиньский Ицзиньцзин», до этого ходили лишь рукописные списки. В годы правления под девизом Даогуан династии Цин вышли аж три подробных издания трактата (Фу Цзиньцюаня, Лай Чжанши, Сун Гуанцзуо), которые обеспечили не только еще большую популярность, но и «привязку» уже непосредственно к монастырю Шаолинь. С этого момента уже начал свое победное шествие по стране именно «Шаолиньский Ицзиньцзин». Хотя содержание было адаптировано монахами, в их варианте все еще существует множество даосских терминов и терминов. Упражнения в нем в основном даосские, начиная с названия, но об этом чуть позже. А еще в этом сборнике внутренних методов есть «метод взаимодействия с Инь и Ян», который использует для массажа молодую девушку, и даже имеет содержание, подобное даосскому комнатному искусству, что явно не очень приемлимо для давшего обеты безбрачия монаха-буддиста. Поэтому исходя из анализа содержания текста можно сделать вывод, что он изначально принадлежит даосизму. Забавно, что показанные на рисунках одежды, изменились с обычных костюмов на рясу монахов.

Издание  трактата в годы Цин.
Издание трактата в годы Цин.

Как видим, с историей этого трактата тесно связан мастер Ван Цзуюань (王祖源,1822 -1886) из Фушани в провинции Шаньдун. Он в 1881 году опубликовал «Иллюстрированные пояснения нэйгун» (内功图说 «Нэйгун тушо»), книга состоит из 4 частей. Вот только содержание «Нэйгун тушо» точно такое же, как в изданной ранее книге «Основы здоровья» Пан Цзюэ.

Рассказывается, что Ван Цзуюань после долгих поисков в архивах монастыря Шаолинь обнаружил два сборника методов практически одинакового содержания, называвшихся по-разному. Наиболее полным оказался «Иллюстрированные пояснения нэйгун», он и стал источником последующих публикаций. Его центральную часть как раз и занимал «Ицзиньцзин», а в качестве составных частей входили «12 отрезов парчи», «Классифицированные речения о внешней работе» («Фэнсин вай гун цзюэ») и другие методы.

-6

По другой версии, в 1854 г. Ван Цзуюань познакомился с Чжоу Бинем и часто консультировался по боевым искусствам. Позже они вместе отправились в провинцию Хэнань, в Суншань Шаолинь, и жили в монастыре более 3 месяцев, изучая фехтование шестом/копьем и внутренние методы. Там им, с их слов, якобы и подарили «Шаолиньские иллюстрированные пояснения нэйгун»

Однако, уже в результате современных научных исследований было установлено, что все рисунки и объяснения не являлись подлинными и уникальными, а были взяты из более раннего труда Сю Мифэна «Передача истины о долголетии поколений» («Шоуши чуаньчжэнь»), изданного в 1771 г.

«Собрание сочинений школьной аудитории», четырнадцатый том.
«Собрание сочинений школьной аудитории», четырнадцатый том.

Согласно работам:

  • известного историка и писателя периода Цяньцзя династии Цин по имени Лин Тинкань (1755 -1809) «Собрание сочинений школьной аудитории» (校礼堂文集Xiào lǐtáng wénjí , фундаментальная работа по различным предметам: астрономии, математике, истории, музыке и так далее, состоит из 36 разделов и в общей сложности более 100 статей).
  • Чжоу Чжунфу (1768-1831) «Заметки для чтения зала Чжэн» (郑堂读书记).
  • Тан Хао (1897–1959) «Необоснованные притягивания Бодхидхармы в старой истории китайского спорта» (旧中国体育史上附会的达摩), Он, исследуя точку зрения предыдущих авторов, сопоставил другие предисловия и основной текст лексическом плане, придя к выводу, что это был один и тот же автор.
Основателем современного научного изучения истории китайского ушу является Тан Хао (唐豪 táng háo,1897—1959), активно применявший западную методологию, принцип историзма и научный подход во время своей работы в Центральном институте гошу в Нанкине.
Основателем современного научного изучения истории китайского ушу является Тан Хао (唐豪 táng háo,1897—1959), активно применявший западную методологию, принцип историзма и научный подход во время своей работы в Центральном институте гошу в Нанкине.

На сегодняшний день получается, что «Ицзиньцзин» был написан Сун Хэном (宋衡 sòng héng), это псевдоним даоса времен Мин по имени Цзы Нин (紫凝 zǐ níng) из Тяньтая. Это также указано и в знаменитой «Практической энциклопедии китайского ушу» Кан Гэу.

Судя по основным редакциям существующего «Ицзиньцзина», существует три разных предисловия, сделанных Цзы Нином:

Первый- это «Хоу Чжу» с «Даосскими высказываниями Цзы Нина»,

Второй в издании Се Цзан Чжу, а также в трактате «Суть шаолиньского кулачного искусства».

Третий в издании «Ицзиньцзина» от Фу Цзиньцюаня и Сяо Тяньши.

До сих пор неясно, кто является автором "И Цзинь Цзин", но исследователи склоняются к версии, что автор не Дамо, а даос Цзы Нин. Возможно, что тотальная цифровизация китайских архивов позволит получить более подробную инфрмацию в этом вопросе в ближайшие годы.
До сих пор неясно, кто является автором "И Цзинь Цзин", но исследователи склоняются к версии, что автор не Дамо, а даос Цзы Нин. Возможно, что тотальная цифровизация китайских архивов позволит получить более подробную инфрмацию в этом вопросе в ближайшие годы.

В январе 2007 года была специальная экспедиция в деревню Синьфэн, расположенную на горе Цзинин, где жил Цзы Нин, для проведения полевых исследований. По словам жителей деревни, здесь были очень популярны оригинальные даосские системы, старики говорили, что существуют «тысячи монахов и десять тысяч даосов». Кроме того, в опасном месте горы Цзинин есть старое место «Цзысяо Даоюань», где до сороковых годов прошлого века сохранялись даосские службы и были служители этого культа.

Что важно. В частности теория «Ицзиньцзина» пересекается с рекомендациями из трактата «Частная жизнь императора У-ди» (汉武帝内传):

Один год для ци, два года для крови, три года для эссенции цзин, четыре года для вен, пять лет для костного мозга, шесть лет для костей, семь лет на мышцы, восемь лет на волосы, за девять лет изменение формы.
一年易气,二年易血,三年易精,四年易脉,五年易髓,六年易骨,七年易筋,八年易发,九年易形

Кстати, в этой цитате часто встречается иероглиф 易, он как раз первый в названии «Ицзиньцзина».

Ян Синъу (杨惺吾 yáng xīngwú, 1839 -1915 ). Ян был специалистом по исторической географии, минералогии, каллиграфии, библиографии и знаменит своей большой эрудицией, высоким образованием и отличной памятью. Он проводил различные критические исследования истории страны, собрал большую коллекцию книг, а также стел с надписями. Написал более 80 исследований. Наиболее известное произведение «水经注疏».
Ян Синъу (杨惺吾 yáng xīngwú, 1839 -1915 ). Ян был специалистом по исторической географии, минералогии, каллиграфии, библиографии и знаменит своей большой эрудицией, высоким образованием и отличной памятью. Он проводил различные критические исследования истории страны, собрал большую коллекцию книг, а также стел с надписями. Написал более 80 исследований. Наиболее известное произведение «水经注疏».

Название «И Цзинь», очевидно, происходит из даосской литературы, а не из лексики, созданной буддизмом. В конце прошлого века из Японии вернулся Ян Синъу. Во время своего пребывания в Японии он собрал древние китайские книги, некоторые из которых трудно найти в Китае. Вот он и привез рукописную копию «Начал сущности», изданную еще в Династию Тан. В этой книге содержатся упоминания:

в течение долгого времени существовали так называемые «Упражнения, преобразующие костный мозг» (易髓 yìsuǐ) , имеющие тесную связь с «Упражнениями, преобразующими связки».

Так же интересные для нас сведения содержатся в «Каноне Желтого Двора» (黄庭经 huáng tíng jīng), древнем даосском труде, записанном не позднее Эпохи Троецарствия (三国 Sānguó 220 - 280 г.г.) и сохранившемся в наши дни.

Трактат состоит из 36 разделов и подразделяется на внутренний (黄庭内景玉经) и внешний ( 黄庭外景玉经) каноны. Первый рассматривает методы достижения бессмертия и связанной с этим работой внутренних органов, и основная идея заключается в заботе о своей ци, благодаря чему можно избежать болезней и жить вечно. В рамках канона тело человека подразделяется на три части - верхнюю, среднюю, нижнюю, с тремя "желтыми дворами" - даньтянями в мозгу, сердце и селезенке.
Трактат состоит из 36 разделов и подразделяется на внутренний (黄庭内景玉经) и внешний ( 黄庭外景玉经) каноны. Первый рассматривает методы достижения бессмертия и связанной с этим работой внутренних органов, и основная идея заключается в заботе о своей ци, благодаря чему можно избежать болезней и жить вечно. В рамках канона тело человека подразделяется на три части - верхнюю, среднюю, нижнюю, с тремя "желтыми дворами" - даньтянями в мозгу, сердце и селезенке.

Но нам более интереснее второй раздел, в котором разбираются и объясняются практики сосредоточения и однонаправленной концентрации, механизмы дыхания и глотание слюны, важность сохранения (и преобразования) эссенции Цзин и другие подобные моменты. Там используют в том числе и практику дыхания низом живота, известную как «опускание ци в даньтянь (丹田 dāntián, область на три цуня ниже пупка)», как полную духовную свободу без желаний и стремлений.

В тексте есть следующие стихотворные строки:

Усилив связки, укрепив кости,
Освободив движение крови,
Я буду молод вечно
И достигну чертогов бессмертных.

-12

Сейчас исследователи полагают, что система «Ицзиньцзин» пришла из даоинь (导引 dǎoyǐn), либо народной оздоровительной (не боевой и не духовной) практики, но была искусственно встроена в методики некоторых школ ушу, либо использовалась как основа для разработки своего #нэйгун. Такая же картина наблюдается и с другими подобными методами. Поэтому в народной практике существуют не только извесная сейчас многим шаолиньская версия, но и «Ицзиньцзин» семьи У и еще есть «Ицзиньцзин» из клана Хуан в провинции Сычуань, к примеру. Кроме того, некоторые методы в народе ошибочно именуются «Ицзиньцзином» просто по тому, что входили в озаглавленный так сборник методов, о котором мы говорили выше, а суть упражнений та же:

Преобразование мышц и сухожилий, питание костного мозга.
Наиболее часто с «Ицзиньцзин» путают совершенно другой метод: «Двенадцать больших усилий» «二十大勁», однако это жесткий изометрический комплекс, вероятнее всего возникший в военной среде. Появление же наименования «12 больших усилий»  относят самое раннее к правлению под девизом «Даогуан» (1821-1850 гг). Первоначально этот метод именовался иначе – это были разные вариации на тему «направлять ци» и «выплавлять пилюлю» («调气炼外丹图注» , «计艺外丹», «内炼丹» и «调气丹»).  Благодаря быстрому и мощному эффекту от занятий, в начале правления под  девизом «Гуансюй»(1871-1908) метод широко распространился в среде школ ушу Севера и Центрального Китая, связанных с охранным бизнесом.
Наиболее часто с «Ицзиньцзин» путают совершенно другой метод: «Двенадцать больших усилий» «二十大勁», однако это жесткий изометрический комплекс, вероятнее всего возникший в военной среде. Появление же наименования «12 больших усилий» относят самое раннее к правлению под девизом «Даогуан» (1821-1850 гг). Первоначально этот метод именовался иначе – это были разные вариации на тему «направлять ци» и «выплавлять пилюлю» («调气炼外丹图注» , «计艺外丹», «内炼丹» и «调气丹»). Благодаря быстрому и мощному эффекту от занятий, в начале правления под девизом «Гуансюй»(1871-1908) метод широко распространился в среде школ ушу Севера и Центрального Китая, связанных с охранным бизнесом.

До нас дошли «Предписания внутренней медицины» (医心方), том 27-ой , где мы можем найти известную многим цитату:

Упражнения Даоинь сочетают расслабленные движения с контролем мышления и дыхания и включают разнообразные формы, имитирующие движения разных животных, такие как: «Медведь поворачивает голову», «Потягивающаяся птица». В короткий срок эти упражнения могут излечить от всех видов заболеваний, а в дальнейшем обеспечить долгую и здоровую жизнь, свободную от старческого увядания.

Подводя итог, можно сказать, что даосские мастера с ранних веков осознали:

эликсиры и лекарства имеют свои недостатки, и только "преобразование связок"(мышц и сухожилий) и «очищение жизненной ци» действительно благотворно для здоровья.

Но вернемся к теме. Большинство современных практиков ушу избегает физических нагрузок и физической тренировки тела (вайгун), ошибочно полагая, что для тренировки тела в первую очередь нужна и важна именная внутренняя практика. Но это не так! Нельзя развивать только внутреннее без внешнего, без целостной тренировки тела, охватывающей всё наше составляющее, в том числе и физические кондиции:

Тело мужа внутри пять внутренних органов-хранилищ “цзан”(сердце, печень, селезенка, легкие, почки) и шесть органов-полых органов “фу” (желчный пузырь, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь), снаружи четыре конечности и сто костей. Внутри содержит цзин, ци и шэнь, а внешне – сухожилия, кости и мышцы, все вместе составляют тело.
Мышцы, сухожилия и кости – это осязаемое тело, цзин,ци и шэнь подобны нематериальной вещи. Сперва практиковать осязаемое, затем нематериальное. Необходимо практиковать методы мышечной тренировки, а также выполнять тренировку ци.

Поэтому различные варианты «Ицзиньцзин» были так популярны в среде народного ушу. Поскольку весь процесс практики требует руководства опытного наставника. прошедшего ранее этим путем, а в прошлом мастера боевых искусств были слишком консервативны и никогда не передавались во внешний мир. Поэтому было не так много людей, которые имели возможность практиковать согласно первоначальному методу. «Ицзиньцзин», рекомендованный Главным государственном управлением по физической культуре и спорту КНР и массово распространяемый в наше время, отличается от оригинальных упражнений школ ушу, которые имеют множество разновидностей. Но более широко распространена версия двенадцати форм «Ицзиньцзин», однако и она требует для занятий компетентного преподавателя.

Двенадцать форм.
Двенадцать форм.

Поэтому обращаем внимание, что данная статья не является учебным пособием, заниматься желательно под присмотром опытного наставника.

Всем хороших тренировок!