В СССР не было такого понятия как дальнобойщик. Но сами дальнобойщики были. Точнее шофёры. И делились на своего рода две касты: те, кто работали на внутренних рейсах, и те, что доставляли грузы в другие страны, работая в компании СовТрансАвто.
Их работа не сильно отличалась по функционалу. Но условия, в которых они работали разнились.
В этом материале мы, ГК SAMCOM, решили продолжить тему нашего предыдущего материала о коммерческом транспорте СССР и рассказать о том, как работали водители большегрузов в СССР в сфере внутренних и международных грузоперевозок, а также сколько зарабатывали в каждой из них.
Исполнительность и пунктуальность против знаний английского
Водитель большегруза в СССР была престижной профессией. Поэтому к тем, кто работал внутри страны, и к тем, кто работал на международных рейсах, предъявлялись определённые требования.
У первых они были не слишком строгими: опыт вождения от трёх лет, отсутствие вредных привычек, исполнительность, пунктуальность и вежливость. На этом всё.
Что касается второй группы водителей, то тут было всё гораздо сложнее. Они должны были быть благонадёжными и верными советским идеалам, иметь жену и двоих детей. Также обращали внимание на опыт работы и рекомендации: не менее пяти лет безаварийного вождения и положительные характеристики в других мест работ.
Когда водители выходили в СовТрансАвто, им нужно было пройти там курсы. Они учились управлять фурой, правильно проходить таможенный контроль и изучали транспортное законодательство других стран. Также было важно уметь говорить на английском. Ну или хотя бы понимать его — отвечать можно было по разговорнику, который был разработан специально для водителей компании.
Но и это ещё не всё. Прежде чем выйти на международных рейсах, нужно было два года отработать слесарем, а после какое-то время поездить внутри страны.
Были требования и к внешности работников. Для внутренних рейсов важно было одеваться чисто и опрятно в удобную и не слишком выделяющуюся одежду. Что касается водителей -международников, то у них была форма как у пилотов: рубашка, галстук, пиджак, фуражка.
Строгие правила против «халтурок»
В грузоперевозках в другие страны всё было строго: нужно было соблюдать все правила, быть вежливыми, помнить про цель визита в страну.
На внутренних рейсах было куда свободнее. Не было излишнего контроля, поэтому водители часто брали «халтурки» для дополнительного заработка. Например, забирали фрукты из Узбекистана и везли в Центральную Россию. Такая возможность была во много из-за сроков доставки «с запасом». Например, на перевозку груза из Москвы до столицы Казахстана выделялось восемь дней с расчётом, что водитель будет проезжать 400 км в день. На деле они преодолевали по 800 км и добирались до пункта назначения раньше, что давало им некоторую фору.
Также тут важно сказать, что загрузка автомобилей далеко не часто была полной. Только поэтому водители могли брать догрузы в пути.
Конечно, не обходилось без интереса к таким «выкрутасам» со стороны ГАИ, что приводило к росту количества взяток на дорогах.
Мотели и магазины против реки и рыбалки
Международники в дальних рейсах останавливались в основном на специальных стоянках и ночевали в мотелях. Чаще всего там же и закупали игрушки и сладости детям, разные вещи, которых не было в СССР.
На внутренних рейсах тоже была возможность остановиться и переночевать в мотеле. Но делали это здесь намного реже. Обычно останавливались на немногочисленных стоянках и ночевали прямо в машине. Часто вообще стоянки были стихийными около водоёма, чтобы можно было искупаться, наловить рыбы и приготовить еду на костре.
Кстати, ели водители в основном то, что брали с собой или закупали в магазинах на стоянках. Это была в основном нескоропортящаяся еда: овощи, консервы, колбасы. Обязательно фляга с водой.
Гигиена тоже было достаточно специфична. Мылись либо, поливая друг другу из таза или фляги, либо в реке.
500 рублей против 1000 рублей
Обе «касты» водителей получали вполне себе неплохо. На внутренних рейсах можно было заработать от 500 рублей, на международных — от 1000 рублей. На Севере тоже были заработные платы сравнимые с работой международников. И всё это при среднем заработке в стране в районе 120 — 150 рублей.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.