Найти тему
Black Maria Кино

"Искатели" 1956 г. - один из лучших вестернов в истории кино. Несмотря на расизм

Вестерны - весьма специфичный жанр. Сегодня он кажется устаревшим, излишне маскулинным и порой откровенно расистским. Однако вестерны долгое время были одним из главных жанров Голливуда, завоевали армию поклонников и получили множество национальных версий.

Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.
Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.

Главными лицами классических вестернов без сомнения являются Джон Форд и Джон Уэйн. Первый был талантливым режиссером, превратившим простоватые вестерны в сложное кинематографическое эстетическое искусство, сняв легендарные "Дилижанс" 1939 г., "Моя дорогая Клементина" 1946 г., "Рио-Гранде" 1950 г., "Искатели" 1956 г., "Человек, который застрелил Либерти Вэланса" 1962 г. и др. Второй - Джон Уэйн - на протяжении более чем 30 лет являлся главным актером, воплощавшим собой эталонного героя вестернов.

Фильм "Искатели" 1956 г. - это одна из лучших лент Джона Форда и Джона Уэйна. Сейчас эту картину не только считают одной из лучших в жанре "вестерн", но и обозначают как одну из лучших кинокартин Америки за всю историю кино.

Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.
Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.

"Искатели" не является стандартным вестерном о противостоянии добра и зла. Это фильм, в котором перемешаны психологическая драма, романтическая комедия и роуд-муви. История начинается с того, что герой Джона Уэйна возвращается на ферму семьи своего брата. Вскоре на ферму нападут индейцы. Они убьют брата, его жену и сына. А двух дочерей увезут с собой. Долгие годы главный герой в сопровождении парня, на одну восьмую являющегося индейцем, будет преследовать своих врагов. Не только и не столько для того, чтобы отомстить, а для того, чтобы вернуть родственницу.

Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.
Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.

Таков базовый сюжет. Но рассказанная история куда более сложна и противоречива. Герой Джона Уэйна похоже имел близкие отношения с женой своего брата. А соответственно старшая племянница - это возможно вовсе не племянница, а дочь. Отношения его напарника со своей невестой - это не только комедийные паузы в развитии сюжета, но также яркий образец волевой дамы, которая берет от жизни то, что хочет и мастерски манипулирует мужчинами.

Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.
Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.

И конечно же "Искатели" не были бы так хороши, если бы не базировались на реальной истории. Фильм вдохновлен биографией женщины, которую выкрали команчи и которая была освобождена спустя многие годы, но считала "своим" народом именно индейцев. Неприкрытый и противоречивый расизм главных героев - это то, что заставляет воспринимать этот фильм не как метафору, а как реалистичный взгляд на историю Дикого Запада.

Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.
Кадр из фильма "Искатели", 1956 г.

Мир в "Искатели" четко разделен на добро и зло. Современные фильмы об индейцах однозначно дают понять, что это не дикие жестокие племена. Что для них белые были не меньшим злом. Для фильмов 1950-х такая позиция не была свойственна. Нам никто не объясняет, зачем индейцы напали на ферму, никто не вызывает симпатию в адрес индейцев. Однако из поведения главного героя мы видим, что он уважает их культуру, хорошо с ней знаком и явно не преследует задачи убить как можно больше индейцев из-за ненависти. Когда юный парень спрашивает опытного героя, нападут ли на них индейцы, он отвечает "Они должны". Точно также он говорит о своей миссии - он просто должен найти девушку. В этих долженствованиях есть предрешенность и фатализм. Но будто бы совсем нет личного выбора.

Дуальность принятия и отторжения индейской культуры главным героем в "Искатели" даже сейчас является чем-то, что истинно отражает характер столкновения людей, много лет сосуществующих на одних землях.

Историки кино рекомендуют "Искатели" к просмотру. Присоединяемся к этой рекомендации и мы.

Смотрели "Искатели"? Делитесь впечатлениями в комментариях.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )