Найти тему
АвТОгус

50 лет "двойке". Или день рождения самого популярного универсала в СССР ВАЗ 2102.

В этом году у Волжского автомобильного завода несколько памятных дат. 20 июля исполнилось 55 лет с момента подписания
правительственного постановления о строительстве в городе Тольятти автозавода. А 27 июля 2021 на крупнейшем российском заводе отмечали день рождения "двойки" или ВАЗ 2102. Давайте же вспомним историю создания самого популярного в СССР универсала.

Александр Адоратский фото из книги  "Я ВАЗ любил..." подписание соглашения между СССР и концерном FIAT
Александр Адоратский фото из книги "Я ВАЗ любил..." подписание соглашения между СССР и концерном FIAT

Но прежде чем начать рассказ о "02" модели стоит вспомнить саму историю предприятия. Как я уже рассказывал на своем канале Яндекс Дзен в судьбе будущего завода приняли участие не только партийные функционеры, но и инженеры НАМИ и даже главный конструктор МЗМА(АЗЛК) Александр Андронов. Вот ссылки на материалы по теме:

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/kak-glavnyi-konstruktor-zavoda-moskvich-pouchastvoval-v-sudbe-vaza-6064f9d4b85b9060368c0309

и конечно же извечная тема какой автомобиль лучше Жигули или Москвич

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/byla-li-konkurenciia-mejdu-avtomobiliami-moskvich-i-jiguli-605a297fbfa7cf63c67b95f0

Однако вернемся к ВАЗу. Почему итальянцы подсунули функционерам из СССР уже сошедшую с производства 124 модель история умалчивает. Ведь многие советские инженеры настаивали именно на том, что бы в стране победившего социализма выпускалась более крупная машина Fiat 125.

Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2101" Fiat 125
Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2101" Fiat 125

Но что выросло, то выросло. Нам сегодня интересно другое. После подписания соглашения между СССР и концерном Fiat модель 2102 проходила лишь как модификация "копейки", а вот "Автомобилем №2" именовалась появившаяся чуть позднее "трешка" или ВАЗ 2103. Причем итальянцы предлагали СССР почти готовый к производству универсал, правда он больше походил на ВАЗ 2103.

Наши инженеры от этого отказались. И разработали вроде бы свою, собственную машину. Хотя, если быть до конца честным, то она, по своей сути являлась всего лишь модификацией Fiat 124 универсал, или как ее называли в Италии Fiat 124 Familliare. Кстати "трешка" ВАЗ 2103 или "Автомобиль №2" была люксовой модификацией Fiat 124 Speciale.

Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"
Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"

При всей схожести с седаном, "двойка" была похожа на него лишь отчасти. А вернее ровно до средних стоек универсал был копией седана. А вот дальше начинались отличия, причем значительные. Смотрите сами. Пассажирские двери имели иную конфигурацию. Обратите внимание на уголок "ветровика". У "единички" в верхней части он имел острый угол, а у универсала больше напоминал трапецию. Но и это еще не все. Более "массивный" 2102 смотрелся спортивнее, да и был чуть короче своего собрата 2101.

Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"
Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"

Длина машины "02" 4059 мм против 4073 мм у "01". Крыша у универсала была не ровной, она опускалась вниз, к задним крыльям. Что бы увеличить жёсткость объемной и довольно большой крыши инженеры предусмотрели две технологические выштамповки. Они не давали ей "играть". Запасное колеса убрали. Теперь оно располагалось не как в "копейке", у правого заднего крыла, а под полом багажника. Бак тоже переместили, но на левую сторону. Там же оказалась и заливная горловина который так же упрятали в подпол. Поменялась и задняя оптика. Мало того, что фонари расположили вертикально, они еще были совсем иной формы. Что касается салона, то и тут появилось важное изменение. Сидения можно было полностью сложить. Увеличив таким образом полезное пространство.

Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"
Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"

При сложенной спинке получался практически ровный пол. А полезный объем увеличивался до 1345 литров. Еще одна интересная деталь. Пятая, багажная дверь, расположена под углом. А вот в "единичке" задняя стенка была ровной. Именно из-за этого при разложенных сидениях объем багажника у "двойки" был меньше 345 литров, против 385 у 2101. Кстати откидывалась дверь багажника ровно вверх, целиком. Но при этом ее удерживали в открытом состоянии "торсионы" , а не привычные нам амортизаторы.

Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"
Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"

Что касается технической составляющей, то моторы у обеих машин были одинаковыми. Как и механические трансмиссии. Но в задний мост внесли изменения. В частности тут стоял редуктор с более "короткой" главной парой. Что с одной стороны увеличило тягу, но повлияло на "максималку".

Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102" Номенклатура цветов ВАЗ 2102
Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102" Номенклатура цветов ВАЗ 2102

Почему я назвал ВАЗ 2102 самым популярным универсалом в СССР. Да просто машин с таким кузовом в свободной продаже почти не было. ГАЗ 22 Волга "частникам" не продавалась. Что до Москвичей, то процент универсалов сходивших с конвейера был ничтожен.

Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"
Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"

Машина очень хорошо продавалась и на экспорт. В капстранах и странах соцлагеря ее активно покупали. Цена была значительно ниже, чем у конкурентов. Называлась она "LADA 1200 Combi". Отличия экспортных версий от советских были незначительными. Так отечественные автомобилисты были лишены заднего стеклоочистителя и омывателя. А в салоне у машин идущих через границу стояли сидения от ВАЗ 2106, от нее же была и панель приборов. Правда не для всех рынков.

Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"
Александр Адоратский фото из книги "ВАЗ 2102"

Интересная деталь. За первые три года существования в Тольятти выпустили на рынок сразу три новых модели: ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103. "Уходили" же эти модели по разному. Так "копейку"(я имею ввиду оригинальный ВАЗ 2101) сняли с производства в 1983. "Трешку" ровно через год. А вот "двоечка" оказалась более живучей, ее продолжали делать даже после запуска в производство ВАЗ 2104(1984 год). И последняя партия машин выехала из ворот завода в 1986.

Все фотографии я использовал из книги Александра Адоратского "Я ВАЗ любил...", "ВАЗ 2101","ВАЗ 2102" и "ВАЗ 2103" моего, увы, теперь уже покойного друга и коллеги. Сашка, Саня Завхоз спасибо тебе!

Александр Адоратский
Александр Адоратский

Вот интересная информация о машине ВАЗ 2102 на электротяге.

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/vypuskali-li-v-sssr-elektromobili-5b476b333d0e9500a9a83675

а вот и про электромобили грузовики

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/elektromobil-v-sssr-5b468815c2be9800a82361cf

Авто
5,66 млн интересуются