В этом году у Волжского автомобильного завода несколько памятных дат. 20 июля исполнилось 55 лет с момента подписания
правительственного постановления о строительстве в городе Тольятти автозавода. А 27 июля 2021 на крупнейшем российском заводе отмечали день рождения "двойки" или ВАЗ 2102. Давайте же вспомним историю создания самого популярного в СССР универсала.
Но прежде чем начать рассказ о "02" модели стоит вспомнить саму историю предприятия. Как я уже рассказывал на своем канале Яндекс Дзен в судьбе будущего завода приняли участие не только партийные функционеры, но и инженеры НАМИ и даже главный конструктор МЗМА(АЗЛК) Александр Андронов. Вот ссылки на материалы по теме:
и конечно же извечная тема какой автомобиль лучше Жигули или Москвич
Однако вернемся к ВАЗу. Почему итальянцы подсунули функционерам из СССР уже сошедшую с производства 124 модель история умалчивает. Ведь многие советские инженеры настаивали именно на том, что бы в стране победившего социализма выпускалась более крупная машина Fiat 125.
Но что выросло, то выросло. Нам сегодня интересно другое. После подписания соглашения между СССР и концерном Fiat модель 2102 проходила лишь как модификация "копейки", а вот "Автомобилем №2" именовалась появившаяся чуть позднее "трешка" или ВАЗ 2103. Причем итальянцы предлагали СССР почти готовый к производству универсал, правда он больше походил на ВАЗ 2103.
Наши инженеры от этого отказались. И разработали вроде бы свою, собственную машину. Хотя, если быть до конца честным, то она, по своей сути являлась всего лишь модификацией Fiat 124 универсал, или как ее называли в Италии Fiat 124 Familliare. Кстати "трешка" ВАЗ 2103 или "Автомобиль №2" была люксовой модификацией Fiat 124 Speciale.
При всей схожести с седаном, "двойка" была похожа на него лишь отчасти. А вернее ровно до средних стоек универсал был копией седана. А вот дальше начинались отличия, причем значительные. Смотрите сами. Пассажирские двери имели иную конфигурацию. Обратите внимание на уголок "ветровика". У "единички" в верхней части он имел острый угол, а у универсала больше напоминал трапецию. Но и это еще не все. Более "массивный" 2102 смотрелся спортивнее, да и был чуть короче своего собрата 2101.
Длина машины "02" 4059 мм против 4073 мм у "01". Крыша у универсала была не ровной, она опускалась вниз, к задним крыльям. Что бы увеличить жёсткость объемной и довольно большой крыши инженеры предусмотрели две технологические выштамповки. Они не давали ей "играть". Запасное колеса убрали. Теперь оно располагалось не как в "копейке", у правого заднего крыла, а под полом багажника. Бак тоже переместили, но на левую сторону. Там же оказалась и заливная горловина который так же упрятали в подпол. Поменялась и задняя оптика. Мало того, что фонари расположили вертикально, они еще были совсем иной формы. Что касается салона, то и тут появилось важное изменение. Сидения можно было полностью сложить. Увеличив таким образом полезное пространство.
При сложенной спинке получался практически ровный пол. А полезный объем увеличивался до 1345 литров. Еще одна интересная деталь. Пятая, багажная дверь, расположена под углом. А вот в "единичке" задняя стенка была ровной. Именно из-за этого при разложенных сидениях объем багажника у "двойки" был меньше 345 литров, против 385 у 2101. Кстати откидывалась дверь багажника ровно вверх, целиком. Но при этом ее удерживали в открытом состоянии "торсионы" , а не привычные нам амортизаторы.
Что касается технической составляющей, то моторы у обеих машин были одинаковыми. Как и механические трансмиссии. Но в задний мост внесли изменения. В частности тут стоял редуктор с более "короткой" главной парой. Что с одной стороны увеличило тягу, но повлияло на "максималку".
Почему я назвал ВАЗ 2102 самым популярным универсалом в СССР. Да просто машин с таким кузовом в свободной продаже почти не было. ГАЗ 22 Волга "частникам" не продавалась. Что до Москвичей, то процент универсалов сходивших с конвейера был ничтожен.
Машина очень хорошо продавалась и на экспорт. В капстранах и странах соцлагеря ее активно покупали. Цена была значительно ниже, чем у конкурентов. Называлась она "LADA 1200 Combi". Отличия экспортных версий от советских были незначительными. Так отечественные автомобилисты были лишены заднего стеклоочистителя и омывателя. А в салоне у машин идущих через границу стояли сидения от ВАЗ 2106, от нее же была и панель приборов. Правда не для всех рынков.
Интересная деталь. За первые три года существования в Тольятти выпустили на рынок сразу три новых модели: ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103. "Уходили" же эти модели по разному. Так "копейку"(я имею ввиду оригинальный ВАЗ 2101) сняли с производства в 1983. "Трешку" ровно через год. А вот "двоечка" оказалась более живучей, ее продолжали делать даже после запуска в производство ВАЗ 2104(1984 год). И последняя партия машин выехала из ворот завода в 1986.
Все фотографии я использовал из книги Александра Адоратского "Я ВАЗ любил...", "ВАЗ 2101","ВАЗ 2102" и "ВАЗ 2103" моего, увы, теперь уже покойного друга и коллеги. Сашка, Саня Завхоз спасибо тебе!
Вот интересная информация о машине ВАЗ 2102 на электротяге.
а вот и про электромобили грузовики
https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/elektromobil-v-sssr-5b468815c2be9800a82361cf