Найти в Дзене
Правый курс

Российские ученые разрабатывают мощные батареи на новом материале

Оглавление

Одной из главных причин, по которым электромобили до сих пор уступают по своим характеристикам традиционным бензиновым и дизельным авто, является недостаточная плотность энергии используемых в настоящее время аккумуляторов. И все попытки ученых и инженеров кардинально повысить этот параметр пока не увенчались успехом, хотя определенный прогресс за последние десятилетия безусловно имеется. Тем не менее, даже самые энергоемкие из используемых массово батарей — литий-ионные, еще не могут обеспечить такую же дальность поездки без перезарядки, как машины с двигателем внутреннего сгорания на одной заправке бензобака. И это не говоря о повышенной опасности таких батарей — литий является химически активным элементом, поэтому батареи нередко самовозгораются и взрываются, представляя угрозу для окружающих.

Современный электромобиль - дорогой и недостаточно безопасный
Современный электромобиль - дорогой и недостаточно безопасный

Новый материал повысит энергоемкость батарей

Неудивительно, что специалисты во всем мире продолжают поиски более безопасной и энергоемкой альтернативы, которая бы сделала электромобили более выгодными для их владельцев. Такие исследования ведутся во многих странах и Россия не составляет исключения. НИЦ «Курчатовский институт» активно занимался решением проблемы и вот его ученым удалось добиться определенного успеха, применив в конструкции батареи новый материал. Им стал восстановленный оксид графена, позволивший поднять максимальную удельную плотность энергии примерно на 17%. Он стал основой катализатора для топливных элементов, в конструкции которых применена протонобменная мембрана — такие батареи сегодня чаще всего устанавливают на беспилотниках.

Графен - материал будущего
Графен - материал будущего

На поверхность оксида графена наносится покрытие из наночастиц платины, которое требует гораздо меньше этого драгоценного металла, чем в традиционных устройствах. Таким образом, также весьма заметно снижается стоимость новых топливных элементов, ведь мировая цена платины сегодня довольно высокая — один ее грамм стоит примерно 2.5 тысячи рублей. Кроме того, существенно повысилась и стабильность катализатора.

Что бы пояснить значимость новой разработки, стоит немного рассказать о топливных элементах. Их назначение — преобразование химической энергии используемого топливо в электричество. Конструктивно они достаточно простые и состоят из двух электродов с расположенной между ними протонпроводящей мембраной, выполняющей роль электролита. При этом, на поверхностях электродов восстанавливается кислород и окисляется водород, мембрана переносит протоны между электродами, а электроны уходят во внешнюю цепь, производя таким образом электроэнергию. Для увеличения скорости этого процесса и применяют катализаторы, что позволяет увеличить плотность тока и поднять удельную мощность батареи.

Схема современного топливного элемента
Схема современного топливного элемента

Внедрение новинки уменьшит себестоимость топливных элементов

На сегодняшний день именно топливные элементы имеют наиболее высокую удельную мощность, превышающую даже литий-ионные батареи. Кроме того, они гораздо безопасней и намного экологически чище, поскольку побочным продуктом выработки электроэнергии является обыкновенная вода. Именно поэтому конструкторы электромобилей и БПЛА активно устанавливают их на своих изделиях и сейчас можно точно сказать, что значение разработки российских ученых очень велико. Ведь на мировой рынок уже выходят электромобили, использующие такой источник электроэнергии.

Однако, эффективность топливных элементов без катализатора резко падает, а использовать в качестве таковых можно только стойкие к кислой среде металлы. Лучше всего здесь подходит платина, но она слишком дорогая и поэтому ее наносят в виде наночастиц на носитель из углерода (чаще всего обычную сажу). Но он достаточно быстро деградирует, что ограничивает ресурс работы батареи.

Курчатовский институт - ведущее российское научное учреждение
Курчатовский институт - ведущее российское научное учреждение

Именно поэтому в Курчатовском институте и предложили использовать производную графена — его восстановленный оксид. После длительных опытов ученым удалось подобрать оптимальную плотность платиновых наночастиц и получить материал, в котором платины на порядок меньше, причем, без какого-либо снижения характеристик топливного элемента. Наконец, новинку можно использовать в нефтехимической и химической промышленности, а также других сферах.

Наука
7 млн интересуются