Здравствуйте, дорогие читатели! Приветствую вас на моем канале! Сегодняшнюю статью я планирую посвятить искусству Эгейского мира. Поговорим об островной и материковой частях Эгейского мира, выделим основные очаги развития и их особенности.
⟶ Листайте карусели изображений ⟶
Культура Эгейского мира развивалась побережье и островах Эгейского моря, которое находится в восточной расти Средиземного и ограничивается Балканским полуостровом, Малой Азией и островом Крит. Развитие шло одновременно с культурой Древнего Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит.
Островная часть
Начало культуры на Крите восходит к неолиту. Остров Крит имел очень выгодное положение в центре восточной части Средиземноморья, что создавало благоприятные условия для развития торговли и мореходства. В то время Крит был плодородным, с обильными лесами, густо населенным островом со столицей в городе Кносс.
Уже на рубеже III и IV тысячелетий до н.э на Крите были распространены прямоугольной (хотя еще неправильной) формы в плане жилища, по всей видимости, они были большесемейными.
Период ранней бронзы занимает на Крите все III тысячелетие до н. э. Это было время перехода от примитивного строительства неолита к весьма развитой архитектуре периода расцвета. Сам период расцвета критской (минойской) культуры, так называемый «периодом дворцов», охватывает примерно первые шесть веков II тысячелетия до н. э.
Наиболее значимым памятником архитектуры Древнего Крита является Кносский дворец. Он занимал огромную территорию, его можно было назвать "городом в городе". Первые постройки датируются 2000 г. до н.э., комплекс окончательно сложится и достиг расцвета к 1600 г. до н.э.. Позднее он не раз претерпевал перестройки и изменения.
Стены дворца были сложены из сырцового кирпича с применением деревянного каркаса, бутовой кладки и облицовки нижней части стен большими каменными плитами. Одной из самых своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью (наряду с такими колоннами существовали и прямые или суживающиеся кверху). Освещение помещений осуществлялось через отверстия в потолке (световые колодца) до первого этажа. Стены комнат покрывались штукатуркой и расписывались.
Изобразительное искусство Крита отличалось праздничной декоративностью. Пёстрыми и многоцветными декоративными фресками были покрыты стены дворцов, общественных зданий и богатых домов. Древние критяне вдохновлялись морской флорой и фауной, присутствует много растительных мотивов, преобладает голубой и бирюзовый цвет.
Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. Примерно 17 в. до н.э. искусство керамики достигло высокого расцвета. Появляются вазы и сосуды с растительными узорами, которые с течением времени становятся все более реалистичные. В росписях 16 в. до н.э. преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии.
Материковая часть
Эгейское искусство сложившееся на материковой части обычно называется Микенским. Оно формировалось под очень сильным влиянием искусства Крита. Но всё же были свои особенности.
Вплоть до XVII в. до н. э. здесь нет больших поселений — столиц. В поселениях обычно нет ни главной площади, ни главной улицы, ни главного здания, которое могло быть дворцом или местом собраний. Планировка случайна. Трудно сделать какие-либо общие выводы о развитии жилища.
Экономический подъем и связанный с ним подъем в искусстве начинается с XVI в. до н.э.. Ведущее место в искусстве стала занимать архитектура. Лучшими монументальными памятниками того времени являются дворцы Тиринфа и Микен. Они находились на холмах и были хорошо укреплены крепостными стенами. Микенские дворцы-крепости были предшественниками позднейших акрополей в Греции.
Стены дворцовых, построек были сложены из сырцового кирпича с деревянными прокладками, покрыты штукатуркой и иногда расписаны. Для микенской архитектуры характерна также и примитивная техника кладки крепостных стен из огромных неотесанных камней, насухо. Греческий путешественник Павсаний (2 в. н.э.) назвал такие стены в своем «Описании Эллады » циклопическими.
Композиция этих дворцовых комплексов имела некоторые общие черты с критскими — несимметричное расположение построек, световые колодцы и др. Но в ней были и свои местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон (большой прямоуголный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, поддерживавшими перекрытие, и сенями (продомосом), имевшими наружный портик с двумя колоннами. Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик «в антах» (то есть с двумя колоннами между выступами боковых стен мегарона) были теми чертами эгейской архитектуры, которые перешли в архитектуру Древней Греции.
Микенское декоративное искусство менее живописно, чем Критское, хотя сцены не лишены динамики. Сюжеты росписей те же, что и на Крите, или местные; возможно, что исполнителями этих фресок были критские мастера. К числу лучших фресок Тиринфа относится фреска с охотой на кабана. Стремительное движение раненного стрелами и убегающего сквозь заросли кабана и ловкие движения собак полны жизни. Но условная расцветка собак усиливает отвлеченно-декоративный характер росписи. Декоративность микенской живописи ближе к декоративности орнамента: в ней преобладает не пятно, а линия.
Черты декоративности со временем только нарастали, это можно проследить по небольшой фреске "Выезд охотниц". Девушки стоят на колеснице, запряженной парой коней; их одежда - не критская, похожая на греческий хитон; на фоне совершенно условно трактованные деревья. Композиция обрезана на половине фигуры коня, что лишает ее динамичности. Фреска, возможно, представляет собой копию части какой-то многофигурной композиции.
В дальнейшем, крито-микенская культура сильно повлияло на формирование греческого искусства. Об этом мы поговорим в следующих статьях.
Спасибо за внимание! Пишите в комментариях интересующие вас темы, обязательно разберем их в следующих статьях! Буду каждому благодарна за поддержку лайком и комментарием! ♥
Советую прочитать предыдущие статьи на тему искусства: