Скоро в школу….
Чуть меньше месяца до начала учебного года и я слышу в голосе родителей и школьников грусть, тоску, раздражение, злость.
И искренне сочувствую им. Сочувствую всем, для кого школа - это пытка. Да, там есть трудности. Но трудности в учебе связаны не только с плохими школами и неправильными учебными программами. Есть много других обстоятельств, мешающих детям продвигаться в учебе: разрушенные семьи, давление со стороны родителей, нарушенный режим сна, проблемы с самооценкой и др.
Но возможность ходить в школу – большая привилегия. По данным ЮНЕСКО в мире 264 миллионов детей и подростков не ходят в школу. При этом за последние 4 года начальную школу закончили 83% детей, среднюю – 69%, а старшую только 45%. То есть несколько миллионов детей на планете не имеют доступа к образованию: они или болтаются без дела, или вынуждены работать, чтобы не умереть с голода. Представляете, как бы они расширили свои горизонты, если бы ходили в школу? Они бы получили представление о тысячелетних достижениях человечества в науке и культуре, открыли бы возможности для личностного роста и для содействия в процветании своей родной страны.
Конечно, нет смысла постоянно говорить детям о том, что где-то их ровесники живут другой жизнью. Им просто не хватит воображения, чтобы представить себе такую печальную ситуацию. Но они хотя бы должны знать об этом.
Когда школа становится «маленьким адом»? Когда от ребенка требуют невозможного. Когда амбиции родителей не позволяют им «снизить планку». Ребенок страдает от объема учебного материала, испытывает чувство вины, что не может оправдать их ожидания. А если это «продвинутая» школа, то «в копилочку» добавляется чувство неполноценности.
Бывает и так, что «планка» слишком низка. Родители не интересуются успехами ребенка и не формируют познавательный интерес. Он просто не знает зачем ходить в школу!!!
Что же нужно для того, чтобы покорять большие и маленькие школьные вершины? Минимальные способности, среда, располагающая к учебе (и, если в школе недостаточно условий, их должны создать родители), мотивация самого ребенка.
И последнее самое важное. Волей даже самого маленького человека нельзя пренебрегать. Это великая сила, способная расширить границы возможного. Тот, кто твердо решил покорить вершину, может добиться этого, даже если не располагает достаточными физическими способностями или попал в неблагоприятные погодные условия. Как в школе, так и на рабочем месте мотивация стимулирует к кропотливому труду, и это – залог успеха.
P.S. А я соскучилась по атмосфере знаний. Сегодня с особым трепетом помогала ребенку закупаться канцтоварами, рабочими тетрадями и всякими мелочами, облегчающими обучение. Видя мою включенность, мой позитивный настрой, ребенок будет чувствовать, что начало учебного года – это не трагедия, а действительно праздник. Всем знаний!