В настоящее время в нашей стране насчитывается около трех тысяч музеев, и основная информация о каждом (!) предмете, хранящемся в их собраниях, представлена в федеральной электронной базе данных – Государственном каталоге Музейного фонда России.
На сегодняшний день в эту информационную систему, доступную для любого интересующегося национальным историческим, научным и культурным достоянием, занесено около 25,5 миллионов предметов! Но это число постоянно увеличивается, потому что все музеи регулярно пополняют свои коллекции.
Такая работа называется комплектованием фондов, и ее стратегия полностью зависит от профиля музея и его миссии. Однако вне зависимости от специфики музеев способы поступления предметов в их собрания одинаковы во всем мире.
Музеи, как и люди, очень любят подарки, и мы очень радуемся, когда нам приносят в дар, например, уникальный или редкий образец оружия, важный исторический документ, ценные воспоминания.
Так, несколько дней назад молодой тульский мастер, занимающийся изготовлением авторского холодного оружия, Артур Русаков подарил нашему музею свою работу – оригинальную настольную композицию «La lasta ŝanco» («Последний шанс»), которая займет место в постоянной экспозиции.
Но предугадать приятный факт дарения почти невозможно, поэтому сотрудники музея очень тщательно решают и планируют, что и где будет приобретать музей, а также какая сумма средств потребуется для достижения цели.
Конечно, такие важные решения никогда не принимает один человек, пусть даже самый квалифицированный в своей области знания. Его мнение обязательно учитывается, но положительный «вердикт» о выделении средств для будущего включения предмета в фонд выносит особая экспертная фондово-закупочная комиссия музея, состоящая из его ведущих специалистов.
В музееведческой науке отдельно выделяют в качестве способа поступления находку, которая является, как правило, результатом целенаправленных этнографических экспедиций, археологических изысканий или поисковых исследований. Примером тому служит переданная в наш музей в 1999 году, а до этого пролежавшая в земле полвека винтовка образца 1891/30 г., найденная на территории тульского края поисковым центром «Искатель» в местах боев периода Великой Отечественной войны.
Процесс формирования нашего собрания по праву можно считать уникальным, потому что подавляющее количество его предметов было передано с Тульского оружейного завода, в составе которого музей находился с первой четверти XVIII столетия и до 1996 года.
Надо сказать, что в конце XIX– первой половине ХХ века нам передали на «вечное хранение» образцы оружия, фотографии и копии документов крупные столичные музеи: Московская оружейная палата, Государственный Эрмитаж, Артиллерийский исторический музей, за что мы им очень признательны. К сожалению, подобная практика сегодня встречается очень редко.
А какие документы, в том числе и личный «паспорт», получает поступивший в музей предмет, мы расскажем в следующий раз. Следите за продолжением рубрики «Музейная профессия».