В виду величественной Волги, близ того места, где Которость вливает в нее воды свои, высятся зубчатые каменные отвесные стены, со следами амбразур, с остатками некогда грозных башен и с златоблестящими главами. Это древний Спасо-Преображенский монастырь, или ныне Архиерейский дом...
Такими словами начинается очерк о ярославском Спасо-Преображенском монастыре, написанный Аполлинарием Крыловым в 1869 г.
Относительно даты основания обители. Точной цифры сегодня, пожалуй, ни один историк назвать не сможет. В дореволюционной литературе по этому поводу писали так:
История его связуется с историей края. Еще град Ярославль младенчествовал, а в Спасовом уже курился фимиам, возносились мольбы...
Однако, следы официального его существования "замечены" в начале XIII века, когда в Лаврентьевской летописи (в контексте о деяниях Великого князя Константина Всеволодовича, прозванного Мудрым) проскочила информация о том, что князь создал в Спасо-Преображенском монастыре первое на севере духовное училище.
Будучи человеком весьма грамотным для своего времени (князь владел многими языками) Константин Всеволодович пожертвовал училищу более тысячи греческих книг и "держал при нем ученых людей, которые переводили книги с греческого языка на славянский". Правда, в 1214 г. училище последовало вслед за духовником князя игуменом Пахомием в Ростов, где во время городского пожара в 1227 г. было полностью уничтожено огнем (здание училища) вместе со своей знаменитой библиотекой.
Также доподлинно известно, что князь Константин Всеволодович основал в монастыре два храма: в 1216 г. Преображенскую церковь (достроил ее в 1224 г. его сын - князь Всеволод), а в 1218 г. - храм во имя Входа Господня в Иерусалим (под сенью этой церкви были погребены князья Федор Черный, Давид и Константин).
В 1501 г. большинство монастырских строений сильно пострадали во время пожара. Восстановительный период продолжался на протяжении многих десятилетий. За это время были перестроены (фактически заново построены) многие монастырские храмы, построены звонница, Трапезная палата, возведена мощная каменная ограда с башнями (превратившая монастырь в самую укрепленную часть города) и др. сооружения. В этот период главным "спонсором" выступал Иоанн Васильевич Грозный, любивший посещать Ярославль. От щедрот своих он даровал монастырю 55 жалованных грамот, за каждой из которых стояли реальные благо (владения на села и деревни, озера и реки, освобождение от тех или иных налогов и т.п.). Впоследствии сын Иоанна Грозного царь Федор Иоаннович также поощрил обитель 12-ю жалованными грамотами.
В период Смутного времени Спасо-Преображенский монастырь неоднократно становился объектом пристального внимания со стороны поляков, которые пытались захватить Ярославль. Однако, обитель оказалась им "не по зубам" - в мае 1609 г. царские войска засевшие в монастыре выдержали 24-дневную осаду неприятеля, после чего поляки отступили.
В 1613 г. в монастыре, в течении 26-ти суток, пребывали царь Михаил Федорович со своей матерью и временным Государственным Советом (князь Иван Борисович Черкасский, дьяк Иван Болотников, др. вельможи). Из стен монастыря была послана и первая царская грамота в Москву (в ней новый царь извещал Земский Совет о своем согласии на принятие Царского венца).
В августе 1681 г. в монастыре (до прибытия из Москвы траурной колесницы и нарочитых особо для сопровождения) пребывало тело Патриарха Никона, который умер вблизи Туговой горы, возвращаясь из мест заточения в Москву.
В последующие годы своего существования Спасо-Преображенский монастырь никогда не был обделен вниманием царствующих особ. Однако, только одна из них - Екатерина II оказала заметное влияние на судьбу обители: сначала пожаловала монастырю 20 тыс. рублей, потом присвоила ему первый класс, а затем.. преобразовала его в Архиерейский дом.
"Последняя катастрофа совершилась в 1786 году, при Архиепископе Арсение, после 793-летнего существования Архиерейской кафедры в Ростове".
После преобразования монастыря на его территории начался строительный бум. В итоге появились новые Братский и Семинарский корпуса, ризница, церковь Ярославский Чудотворцев, Смоленская часовня. Были перестроены и отреставрированы Святые врата, Семинарская библиотека, старинная ограда и др. сооружения.
Продолжали в бывший монастырь наведываться и высокопоставленные лица, среди которых были Павел I (1798 г.), принц Георг Гольштейн-Ольденбургский (1811 г.), князь Михаил Павлович (1817 г.), Александр I (1823 г.), Николай I (1831, 1834, 1841 гг.), Александр II (1858 г.), Николай II (1913 г.)
В 1865 г. в Ярославле был создан музей Общества для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении, который после 1917 г. преобразовался в местный краеведческий музей и его основу составили как раз монастырская территория с ее строениями.
Итак, после небольшого исторического вступления мы попадаем во внутренний двор старейшей обители Ярославля и, миновав ризницу,
оказываемся возле стен Спасо-Преображенского собора, который, как мы упоминали выше, был заложен еще при князе Константине в 1216 г.
"Читатель! Ежели когда-либо приведет тебя случай, или благоговение быть в Спасской обители, то не входя в Преображенскую церковь, остановись в ея преддверии и размысли, что пред лицом ея протекли шесть с половиной веков (сегодня уже восемь) и ряд поколений; промчались бурным потоком страшные полчища ордынцев и буйная рать надменных ляхов; пред лицом ея сто раз город Ярославль восставал и падал, сто раз омывался кровью, очищался в горниле народных бедствий, и притекал на место сие, чтоб излить душу свою перед Господом..." (2)
Однако, в первозданном (константиновском) виде собор просуществовал только до 1501 г. - сильный пожар нанес вред и его каменным конструкциям. Они стали ненадежными и их пришлось разобрать (нетронутым осталось только основание храма). По приказу Василия III были присланы московские зодчие, которые и возвели в период с 1506 по 1516 гг. новое здание, выполненное в лучших традициях московской школы с учетом местных особенностей (сегодня Преображенский храм, даже в варианте 1516 г. считается самым старым из сохранившихся до наших дней зданий Ярославля).
Уникальна и внутренняя отделка храма - его фрески, выполненные мастерами Третьяком, Исидоровыми и Никитиным в 1563-1564 гг. считаются самыми древними в Ярославле.
Второму "константиновскому" храму (во имя Входа Господня в Иерусалим) повезло еще меньше: первый раз он был полностью перестроен в 1617 году ( в 1658 г. чудом уцелел при пожаре - говорят, благодаря тому, что в нем покоились мощи святых князей), второй - в 1830 г. (по проекту архитектора П.Я. Панькова). Последний вариант храма, который был освящен во имя Благоверных князей Ярославских Чудотворцев Федора, Давида и Константина, мы имеем возможность наблюдать и сегодня.
Правда, у многих специалистов, да и у простых обывателей тоже, часто возникают сомнения по поводу того, насколько было верным решение архитектора пристроить вплотную "изделие" XIX века к храму XVI века, которые достаточно сильно различаются по внешнему виду.
В XVI веке на краю монастырской площади была возведена звонница, впоследствии ( в 1808 и в 1824 гг.) к которой были достроены две арки звона.
Сегодня высота звонницы составляет 32 метра и она является самым высоким сооружением монастыря.
Подлинные колокола до наших дней не сохранились, но имеются "дубликаты" - колокола из хранилищ. Всего их 18. Они были установлены в 1991 году и самый большой из них - колокол "Благовестник" весит свыше 100 пудов.
В настоящее время в звоннице открыта смотровая площадка, с которой открывается великолепный панорамный вид на окрестности монастыря.
Спустившись "с небес на землю" мы оказываемся возле Святых ворот -
самой древней крепостной башни монастыря. Правда сегодня это сооружение совсем на башню не похоже. В общем- то, в этом нет ничего удивительного: в свое время ворота и расположенная над ними часовня утратили свое назначение и превратились в Семинарскую библиотеку, приобретя черты дома, над которым была возведена узкая башня для часов (часы в 1824 г. были сняты с башни и перенесены на звонницу, где располагаются и по сей день).
Перед нами еще одна из башен монастыря - Богородицкая. Изначально построенная в 1623 г. она также за многие века претерпела внешние изменения. На ней имеется надпись:
"лета 7131 (1623) июля в 24 день сделана была сия башня, и две башни от Котрости начаты в 130 году, при Державе Государя Царя и В. Кн. Михаила Федоровича всея Россия Самодержавца, и отца Его Великого Государя Филарета Никитича, Патриарха Московского и всея России, благословением."
На монастырской площади, напротив храма Ярославских Чудотворцев, располагаются Крестовая церковь и Трапезная палата построенные в XVI-XVII вв., к которым примыкает более позднее строение - Настоятельские покои.
По периметру монастыря находятся Келейный, Семинарский корпуса и разнообразные хозяйственные постройки.
В 2010 г. на территории бывшего монастыря в торжественной обстановке была открыта стелла "Клятва князя Пожарского". Установлена она здесь не случайно - в 1612 г. ратники Второго ополчения на протяжении 4-х месяцев располагались в Ярославле, который на это время превратился фактически в столицу Русского государства. Здесь же был сформирован и "Совет всея земли", возглавил который главный воевода ополчения князю Дмитрий Пожарский.
Сегодня на территории Спасо-Преображенского монастыря развернуты многочисленные экспозиции Ярославского музея-заповедника, посетив которые вы можете поближе познакомиться с историей древнего города и узнать самые сокровенные его тайны.
О некоторых из них мы и расскажем в наших последующих публикациях, так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить данный материал.
Источники информации:
1.Церковно-археологическое описание города Ярославля. А. Крылов, 1860 г.
2. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь что ныне Архиерейский Дом. А. Нил, 1862 г.
3. Материалы Ярославского музея-заповедника