Исландия на сегодняшний день является весьма заметной в мире блэк-метала. Однако, в виду своей тесноты и обособленности от других стран, Исландия до определённых пор не могла похвастаться наличием собственной полноценной блэк-метал сцены. В прошлом веке в Исландии проскакивали лишь единичные блэк-метал исполнители, и многие из них дальше уровня демо не продвинулись, будучи навеки погребёнными в глубинах андеграунда.
В 80-х в Исландии не было ни одного хорошо заметного блэк-метал исполнителя. В то время промышляла лишь группа Flames Of Hell, которая в 1987 году выпустила свой единственный полноформатник, «Fire And Steel». Однако то был укоренённый в трэш-/спид-метале материал в духе Venom. Конечно, интересен тот факт, что в Исландии нашлась такого плана группа, ибо никого больше там попросту не было, но, в целом, в 1987-м стиль Venom уже не удивлял метал-сообщество. Поистине культовой группой Flames Of Hell не были, хоть сегодня их альбом и приобрёл статус реликвии.
Заглавная композиция данного релиза
В 90-х ситуация немногим, но лучше. Тогда появились Sólstafir, которые в следующем тысячелетии станут весьма популярными, правда, сменив звучание на пост-/прогрессив-метал. Так или иначе, в 90-х группа выпустила несколько мелкоформатных релизов, которые варьировались от каноничного блэка до викинг-/блэк-метала.
Заглавная композиция данного релиза
В конце 90-х - первой половине 2000-х важной фигурой для исландского блэка стал мультиинструменталист Эйнар Торберг Гудмундссон, также известный под псевдонимом Эльдур. Его ключевыми проектами являлись Potentiam, Curse и Fortíð. В 1999 вышел дебютный полноформатник Potentiam - «Bálsýn». Альбом напоминает более ранние работы норвежцев Enslaved. Однако в дальнейшем группа даст крен в сторону трэш-метала.
Curse активизировались чуть позже и недалеко ушли от звучания Potentiam. Fortíð был создан в 2002-м, стилистически он представляет собой викинг-/блэк-метал, сравнимый с Falkenbach и Windir. Проект не перестаёт работать в данной стилистике и по сей день. Ну, а Sólstafir в начале 2000-х уже начали отрекаться от блэк-металических корней. В 2002-м вышел дебютник группы, «Í Blóði og Anda», где блэк был смешан с пост-хардкором/пост-панком. После этого формация окончательно отойдёт от блэк-метала.
«An Ode to the Raven» с данного альбома
«The Underworld Song» с альбома Sólstafir «Í Blóði og Anda»
Постепенно в Исландии появлялось больше разноплановых и относительно заметных исполнителей, типа Myrk или Dysthymia. Во второй половине 2000-х начало формироваться звучание, с которым в итоге исландский блэк будет ассоциироваться в первую очередь. На то звучание оказал колоссальное влияние диссонансный стиль Blut Aus Nord и Deathspell Omega, перекочевавший в блэк-метал из техникал-дэт-метала, где в свою очередь он был популяризован группой Gorguts. Подробнее о «диссонанщине» в экстремальном метале - на другом канале.
В Исландии первым популяризатором диссонансного блэка стала группа Svartidauði, образованная в 2002-м и выпустившая в 2006-м первое демо, «The Temple of Deformation». В 2012-м Svartidauði представили дебютный полнофоматник - «Flesh Cathedral». Материал на этом опусе - типовой пример диссонансной ветки прогрессивного звучания в блэке. Опус обрёл культовый статус. В Исландии тут же начался бум на «диссонанщину».
Параллельно Svartidauði промышляли другие адепты «диссонанщины», но на полноформатный уровень они вышли чуть позже. В 2013-м выпустили свои дебютники Wormlust и Carpe Noctem, «The Feral Wisdom» и «In Terra Profugus» соответственно.
«Djöflasýra» с данного альбома
«II. Ars Moriendi» с Carpe Noctem «In Terra Profugus»
По мере продолжения десятилетия «диссонанщина» не переставала плодиться на исландской земле. Часто составы исполнителей перекликались между собой, ибо мир тесен, а Исландия - тем более. Однако само по себе звучание находило всё больше ценителей и за пределами страны. Существенными в развитии исландской сцены блэка стали такие формации, как Sinmara и Misþyrming. Первые выпустили свой дебютник, «Aphotic Womb», в 2014-м. В следующем году подоспел дебютный полноформатный альбом Misþyrming, «Söngvar elds og óreiðu». На нём «исландщина» была преподнесена в более мелодическом ключе, чем обычно.
«Cursed Salvation» с данного альбома
«Friðþæging blýþungra hjartna» с Misþyrming «Söngvar elds og óreiðu»
Можно сказать, что сцена окончательно сформировалась к середине 2010-х. Zhrine, Naðra, Almyrkvi, Andavald, Mannveira, Núll, Abominor - эти и другие исполнители демонстрируют различные грани диссонансной «исландщины». К слову, Zhrine промышляли ещё в 2000-х под вывеской Gone Postal, но тогда в дэт-металическом облике, более близком к Gorguts.
Заглавная композиция данного альбома
«Fjallið» с Naðra «Allir vegir til glötunar», 2016
«Hugklofnun» с Andavald «Undir skyggðarhaldi», 2019
«Framtíðin myrt» с Mannveira «Vítahringur», 2021
Однако, хаотический диссонансный стиль, при всей востребованности, не являлся единственным. В 2010-х также активизировались такие формации, как Auðn, Dynfari, Óreiða и Árstíðir lífsins (интернациональная группа с участниками из Германии и Исландии), в основе звучания которых превалирует атмосферик-блэк-метал, пускай не без прогрессивных элементов и не без оглядки на типовое исландское звучание.
«Friggjar faðmbyggvir er mér falinn» с Árstíðir lífsins «Vápna lækjar eldr», 2012
«Sandkorn (í stundaglasi tímans)» с Dynfari «Vegferð tímans», 2015
«Eilífar nætur» с Auðn «Farvegir fyrndar», 2017
«Draumar» с дебютного полноформатного альбома Óreiða, 2019
Более того, некоторые ранние представители сцены решили не стоять на месте. Если Svartidauði и Carpe Noctem остались верны своему первоначальному стилю, то Sinmara и Misþyrming предстали в заметно более мелодичном облике на своих вторых полноформатниках, «Hvísl stjarnanna» и «Algleymi» соответственно.
«Apparitions» с данного альбома
«Ísland, steingelda krummaskuð» с Misþyrming «Algleymi», 2019
Исландия долгое время была экзотической страной в кругах блэк-метала. Стиль внедрялся туда постепенно. В 2010-х там сформировалась сцена с характерным звучанием, и в итоге она достаточно быстро заполучила широкую востребованность. Исландский блэк стал ассоциироваться в первую очередь с современным диссонансным звучанием, однако в стране встречаются разноплановые исполнители. Сегодня на исландский блэк-метал часто обращают внимание, да и есть за что.