Ник Рок-н-Ролл (настоящее имя Николай Фра́нцевич Кунцевич; 7 августа 1960, Оренбург) — советский и российский рок-музыкант. Один из основоположников «рок-перфоманса» и шок-рока в России. (Википедия)
В феврале 2018 года я откликнулся на предложение выслать историю для книги про Ника Рок-н-Ролла. Откликнулся, но по своему обыкновению всё откладывал время её написания до тех пор, пока книга не вышла в свет и примечательно обошлась и без моей истории. Не так давно получил книгу, отправленную собственноручно Ником, и принялся её читать.
До этого перечитал несколько книг воспоминаний западных музыкантов - Оззи Осборна, Лемми Килмистера, Пола Стэнли (вокалиста KISS), там сразу бросается в глаза коренное отличие от наших музыкантов. У нас как? Собрались во дворе, попели песни под гитару, а давай группу создадим? Накопили на первые электрогитары, сыграли концерт для друзей, а утром поехали на работу. И так может происходить годами в режиме от концертов к работе, поскольку концертами сыт не будешь, да и всё это больше похоже на дворовую самодеятельность, интересную лишь весьма узкому кругу знакомых лиц. А там парень решил собрать группу, научился играть на гитаре, нашёл ещё двух-трёх подобных себе шалопаев, отыграли первый концерт и у них тут же появляется менеджер, договариваются со студией, записывают альбом, выпускают пластинку, дают интервью рок-журналам, начинают гастролировать по стране, новый альбом, мировое турне, деньги, женщины, алкоголь, наркотики, так пролетает вся жизнь и вот уже пора браться за мемуары и писать книгу воспоминаний, а что писать? Сколько женщин было? Сколько выпито и снюхано? Старина Пол начал радоваться тихой семейной жизни в то время, когда большинство людей уже готовится встретить старость. А до него только дошло, что концерты – это не самое главное в жизни. Но вот чего нет в этих книгах, так это глубоких размышлений о самой жизни, об отношении авторов к тем вещам, которые всегда стояли и стоят выше самой жизни. Поиск иной реальности, поиск Бога, поиск самого себя. Это то, о чём редко говоришь даже с друзьями, но часто размышляешь наедине с самим собой и можешь доверить это лишь своим читателям на страницах собственной книги. Да и просто хотя бы поиск ответа, для чего ты вообще прожигаешь эту жизнь, большую часть времени находясь под воздействием непрерывной череды изменяющих сознание веществ. Пол, надо признаться, в отличие от Оззи и Лемми, слабину давал только на женщин и алкоголь. Наркотики были бичом других музыкантов группы.
В общем, книга «АЗБУКА Рок-н-ролла (Ника)» под авторством Макса Веселова дала мне куда больше эмоций и поводов для размышлений, нежели описания всевозможных алкотрипов зарубежных коллег. Автор, умело расспрашивая Ника о жизни, творчестве, окружающем мире, открывает нам внутренний мир человека-легенды, известного на всём постсоветском рок-пространстве. В какой-то момент у меня появился недостающий пазл для общей с ним картины – каждый из нас формирует собственный мир, наполненный, словно ящик с детскими игрушками, чудесами, трагедиями, счастливыми мгновениями, после чего наши миры соприкасаются, и там, где появляется нечто общее, они объединяются в единое целое. Это момент единения на рок-концертах, это рок-н-ролльное братство, живущее по собственным законам и не поддающееся никакой логике «взрослого» прагматичного мира. Ник всю жизнь пишет собственную картину мира, с ней можно не соглашаться или поспорить, но гораздо лучше, когда эта картина у тебя есть, чем когда ты проживаешь жизнь вообще без всяких картин, по заготовленным государством шаблонам, когда ты нужен исключительно для того, чтобы стать винтиком системы и не сметь мыслить образно или нестандартно. Для этого имеются союзы писателей, признанные композиторы и плеяда звёзд эстрады, призванных развлекать уставшего от работы обывателя.
Ник всегда в русском роке стоял и стоит особняком. Он был осознанно неформатным, ни для радио-тв, ни для официальных фестивалей. Человек-театр, честность вне пределов, уважаю (Борис Гребенщиков)
Автор умело смикшировал в книге насыщенные воспоминания людей, разные интервью, и, в первую очередь, прогулки по волнам памяти самого Ника, его размышления на совершенно разные темы от инопланетян до билета в гессевский театр "только для сумасшедших" в виде стакана крепкого напитка, в простонародье именуемого "три топора". Кстати, присутствует инновация в виде QR-кодов, дающих возможность слушать аудио-файлы и смотреть видео того, о чём в данный момент читаете. Но я в силу разных обстоятельств так с ними и не разобрался.
Читая эту книгу, наслаждаясь, как бутылкой старого выдержанного вина, я шёл по следам Ника, отправившегося в своё большое рок-н-ролльное путешествие из Оренбурга, где в далёких 70-х он уже сочинял стихи, читая их не только друзьям, но и случайным прохожим, да и первую песню спел там же, с группой "Мазохист".
Биография Ника скорее похожа на био-гео-графию, ведь где только не побывал наш герой – от Питера до Владивостока и обратно. Познакомился чуть ли не со всеми лучшими музыкантами, со многими закорешился. С Андреем Пановым, тем самым Свиньёй из «Автоматических Удовлетворителей», разделили пьедестал первых советских панков, когда о панках ещё только доходили обрывочные сведения, в СССР уже создали своё представление, что панк – это прежде всего полное противопоставление тому мещанскому образу жизни, который вели люди в 70-80-х годах. И прежде всего своим внешним видом. В этом смысле и БГ (Борис Гребенщиков) и Майк Науменко, и Виктор Цой, и Костя Кинчев тоже изначально были такими же молодыми бунтарями, да и тусовались в одном известном на весь Питер кафе «Сайгон», которое посещали ещё Иосиф Бродский с Иннокентием Смоктуновским. Как пел БГ: «Детство прошло в «Сайгоне», я жил, никого не любя…».
В Сибири попадает на открытие Новосибирского рок-клуба, знакомится с "Путти", Егором Летовым и Янкой Дягилевой. С последними двумя выступает на диком панк-концерте в ДК МЭИ, когда бушующая энергия музыкантов просто сметает любые вопросы - что такое настоящий рок.
Радикалы и экспериментаторы вели себя иначе. Истерики на грани исступления, вместо пафосного кривляния и нечеловеческий драйв. Не менее образные, но искренние, простые стихи, вместо лукавого умствования - то, за что тусовка, многие из которых тоже могли оказаться на сцене, и ценила. (Ник Рок-н-Ролл)
В Тюмени Ник знакомится с формацией "Инструкции по выживанию", которая потрясает его своей простотой и открытостью, что становится в то время уже большой редкостью в центрах, где рок-музыка начинает превращаться в ходовой товар, коммерцию, тот тип отношений, что давно укоренился в далёком от России зарубежье.
Впрочем, не буду повторяться, о творческой деятельности Ника я писал, когда поздравлял его с 60-летием. Каждый свой день рождения Ник отмечает в Москве большим фестивалем со старыми и новыми друзьями, куда приглашает всех желающих прикоснуться к той атмосфере, которую он создаёт своими перформансами. В этом году фестиваль состоится в московском клубе «КИТАЙСКИЙ ЛЁТЧИК ДЖАО ДА» 7-8 августа. Информацию об этом узнать можно и тут, и там. Ник будет выступать с группой "Трите Души", не пропустите этот концерт! А книгу можно приобрести как на концерте, так и в сообществе Ника Рок-н-Ролла.
Не могу сказать, что разделяю все взгляды Ника в этой книге, коробит, когда его глупо сравнивают с дьяволом, чего сам Ник нисколько не смущается, поскольку в его картине мира присутствуют и боги, и ангелы, а люди, как результат некоего эксперимента, выбирают сами, как им прожить эту жизнь. А что каждый человек искушаем дьяволом и каждому предстоит встреча с Богом, Николай знает и о том. И может даже рассказать анекдот на эту тему. Но, как хорошо заметил в своей рецензии Лев Рыжков - "Эта маленькая книжечка бьёт по башке звонким шаманским бубном. И заставляет думать. И что-то в себе менять."
P.S. Неторопливый - Нетерпеливому. Коля, прости, написал пока только про книгу, надеюсь, что свою историю про Ника Рок-н-Ролла я ещё напишу!