Найти тему
Нижегородский Мечтатель

«Последнее лето детства» - нелюбимый финал любимой трилогии

Недавно, параллельно с очередным перечитыванием повести А.Н. Рыбакова «Выстрел» я, после долгого перерыва посмотрел и экранизацию – «Последнее лето детства», 1974-года.

В детстве и юности после пары просмотров фильма у меня почему-то сложилось стойкое впечатление, что «Последнее лето детства» снят до «Кортика» и Бронзовой птицы». В том же 1995-ом году точно проверить даты, в которые выходил отдельный фильм было, мягко скажем, проблематично. К дате написания повестей я тоже по легкомыслию не особо приглядывался и уже гораздо позднее очень удивился узнав, что киносценарий и экранизация появились раньше оригинальной повести, которая впервые была издана в 1975-ом году. А все потому что последняя финальная часть разительно отличается от первых двух буквально во всем. Причем до такой степени, что не зная года выхода фильма действительно можно решить, что 3-я часть вышла лет эдак на 15 раньше «Кортика» 1973-года, настолько она во-первых, простовата.

Интересно, что и по сию пору на ТВ-каналах экранизации никогда (во всяком случае я не помню такого) не показывают вместе. То есть, только «Кортик», потом «Бронзовая птица» и… все. «Последнее лето…» предпочитают игнорировать, как будто его и нет, причем тянется это еще с советских времен. Трансляции шли всегда отдельно и очень редко. Как будто на ТВ фильм тоже не очень любят…

А проблема состоит вот в чем - в том же 1974 году неожиданно скончался режиссер Николай Калинин создавший первые телефильмы трилогии и съемки третьей поручили другому режиссеру - Валерию Рубинчику, работавшему просто в иной стилистике.

Смущает и подбор актеров на главные роли. Троица главных героев по сравнению с «классической», включая даже нагловатого Шевкуненко, совершенно никакая. Те, другие пацаны-актеры в «Кортике» и «Бронзовой птице» все сплошь «харизматики», даже унылый согласно оригинальным повестям Славка, и запоминаются надолго, в «Последнем лете детства» … их лица вылетают из памяти сразу после просмотра.

-2

Вот у Славки какой-то на редкость глуповато-восторженный вид, да и речи такой же тональности, что никак не соответствует прежнему образу серьезного меланхолика. А в «Выстреле» оригинальный Славка вообще превращается в мизантропа. Любимый актер Евгений Евстигнеев просто не на своей роли хотя бы по возрасту – Навроцкому в книге лет 28, Евстигнееву же при своих 49-ти никак не дашь меньше сорока. Да и рыжий парик… Кстати, почему именно Евгений Евстигнеев был приглашен на эту роль? Неужели только потому что ранее сыгранная роль подпольного миллионера Корейко отдаленно перекликается с типажом Навроцкого?

Дворовый хулиган Витька Буров превращен в какого-то театрального паяца с карикатурно-блатными ужимками. Не поймешь, то ли актер нещадно переигрывает, то ли, что скорее всего, режиссер поставил задачу – побольше гротеска и буффонады, только вот зачем она здесь коли ее не было в первых фильмах.

-3

Согласно материалам «Комсомольской правды», по словам сценариста Изольды Кевелашвили, Анатолий Наумович Рыбаков отказывался принять фильм (а без его одобрения и ответственные люди «где нужно» не принимали) озвучив 27 замечаний.

«Его раздражало абсолютно все. В «Кортике» и «Бронзовой птице» все ему было родным, а тут все чужое. Он не принял всю стилистику фильма. Меня это удивило.»

А меня вот почему-то это совсем не удивляет. Если уж сам автор и серьезный советский писатель выражал недовольство, то мне и подавно можно. Все же интересно было бы узнать весь список замечаний Анатолия Наумовича. И для меня первые два фильма родные, от них веет чем-то ламповым, каким-то теплым ветром советского детства, а «Последнее лето…» странно не берет за душу. Вот и стилистика – непонятно к чему подделка под 20-е годы и вставки на манер немого кино, когда дух 20-х годов совершенно не передается, более того неуместная бутафория вызывает лишь недоумение. К слову, «веяний» 20-х не было в первых экранизациях вовсе, но это им совсем и не мешало.

-4

Предвижу возражения, неоднократно встречающиеся в комментариях к статьям с обзорами советских фильмов – «а что сейчас снимают!», отвечаю – то, что сейчас, мы и не обсуждаем пока. Сравнение идет исключительно с другими советскими фильмами, здесь, в данном конкретном случае – с более ранними. Если выбирать между «Бронзовой птицей» и «Последним летом детства» - я выберу первое. Но вот если выбирать между фильмом Валерия Рубинчика и «Бендером: Начало» … то я бы даже сказал иначе – нелепый рыжий парик Евгения Евстигнеева я не променяю на всю могутную фильмографию «надежды» российского кино Сергея Безрукова.