Общие композиционные законы изобразительного искусства используются, как и в декоративно-прикладном искусстве, которое, имеют свою индивидуальность и особенности построения композиции, так и в обычной композиции.
В отличие от монументальных произведений,декоративная композиция, как правило, полностью выявляет свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей средой. Законы и принципы построения, рассмотренные ниже, характерны для любого вида композиции. Композиционное построение - это взаимодействие объектов произведения, стремящиеся к созданию целостности и гармонии вхудожественном образе.
Нет определенных правил пропорционального соединения отдельных элементов композиции в единое целое, но эмоциональный художественный образ создается только тогда, когда соблюдаются определенные условия: в едином композиционном пространстве долженвыделяться композиционный центр, видна общая форма, чувствоваться ритм.
Для создания выразительной композиции необходимо, чтобы как само построение, так и ее элементы обладали определенной степенью построения сложности. Это не означает, что композиция должна содержать множество элементов, или что некоторые ее части должны иметь сложную форму или цвет. Сложностьпостроения зависит от разнообразия средств, принципов, методов организации композиции. Нельзя воспринимать композицию как набор определенных объектов и форм, расположенных в заданной последовательности и месте.
Композиционное построение не только наделяет форму гармонией, но и демонстрирует определенное эмоциональное воздействие на зрителя и выявляет смысл постановки произведения. Другими словами, композицияопределяет единство формы и содержания произведения. Так как, например, в абстрактном графическом произведении общая форма создается различными пятнами и линиями, углами или дугами. Очень важную роль в композиции играет цветовое решение, которое влияет на эмоции и чувства, вызывают те или иные ассоциации, формируют некий целостный художественный образ в работе.
В зависимости от поставленных задач построения в декоративной композиции выделяют следующие еевиды: плоскостная – это композиция, состоящая из элементов и не выходящая за рамки плоскостипроизведения;
объемно-фронтальная – состоит из рельефных деталей, лежащих на одной плоскости, для усиления глубины композиции достигается с помощью барельефной перспективы;
объемно-пространственная – состоит из объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях;
глубинно-пространственная создает связь предметов композиции с пространством.
Знания основных видов композиционного строя помогает в создании более сложных композиционных комбинаций и вариантов, то есть, сочетание нескольких категорий, соединяющихся в одну, например: динамичное равновесие, симметричная статика, асимметрическая симметрия, симметрическая асимметрия.