Искусство волнует, восхищает, обескураживает. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак руководит строительством музейного квартала на Волхонке, придумывает новые образовательные и инклюзивные программы, колесит по стране, принимая под крыло филиалы Государственного центра современного искусства.
Подкаст «Большой город» поинтересовался, каково это – управлять супер-музеем. Выдержки из этой беседы печатаем ниже (ссылка на подкаст – внизу статьи).
«Важно, чтобы музей открывал все свои возможности любому посетителю»
«Все знают, что наш музей был задуман профессором Московского университета Иваном Цветаевым не как хранилище древностей и шедевров, а как место просвещения, где молодые люди могут познать искусство и его неизбежную способность изменить мир, увидеть его красоту и многообразие. Но постепенно в музей стали поступать коллекции оригинальных произведений, и в результате он превратился в универсальную институцию, где собраны разнообразные артефакты, связанные с историей искусства, от Древнего мира до современности.
Но дело не только в этом. Музей открывал некие новые окна свободы. Здесь прошла первая выставка Александра Тышлера. Здесь впервые российскому зрителю показали работы французских импрессионистов и постимпрессионистов. Здесь, тоже впервые, экспонировался русский и европейский авангард на выставках «Москва — Париж. 1900—1930» и «Москва — Берлин. 1900—1950». Здесь побывала «Джоконда» Леонардо да Винчи, а выставка шедевров Дрезденской галереи впервые показала, что такое большое мировое искусство.
В последние годы музей стал еще более открытым. Может быть, раньше он был для интеллектуальной элиты. Сейчас это место для всех. И мне нравится эта концепция. Мне кажется, никто не может себе ничего присвоить. Сейчас важно, чтобы музей давал возможность каждому человеку, который придет сюда, почувствовать себя долгожданным и желанным посетителем, чтобы открывал все свои возможности и специалистам, и любителям, тем, кто ограничен в финансах, и тем, кто ведет особый образ жизни, потому что ему не посчастливилось быть здоровым».
О музейном квартале
«Музейный городок, работа над которым идет сейчас, – это огромный музейный квартал. Перспектива появления такого пространства очень важна для города и страны. Здесь будет девять больших музейных зданий, а всего объединено примерно двадцать строений разного назначения. И все это один музей – ГМИИ им. А.С. Пушкина. Результаты этой грандиозной стройки мы увидим уже скоро. В 2023 году, я надеюсь, мы уже сможем открыть новое выставочное пространство, депозитарий, реставрационный центр.
Коллекция произведений импрессионистов и постимпрессионистов – жемчужина нашего собрания, – получит новое здание, а в ныне существующей галерее мы сможем начать ремонтные работы. Мы откроем Дом текста, где расположится наша Научная библиотека, архив, будут проходить выставки, лекции, дискуссии. В 2024 году откроет двери Галерея искусства старых мастеров; это очень большое пространство, куда переедет наша живописная коллекция. В 2023 году встанет на реконструкцию Главное здание музея, а все произведения оттуда на время переедут в хранилище.
Кроме того, за эти годы мы построили огромное подземное пространство, которое при помощи сложной системы подземных этажей и переходов соединит все наши здания, а это самая тяжелая часть стройки».
О зрителях Пушкинского музея
«Наш зритель – это москвич. Потому что в Москве нет такого количества туристов, как, например, в Петербурге. Но, мы надеемся, как только закончится пандемия, – будет. Столица уже готовится к введению электронных виз, чтобы можно было приехать на четыре дня и успеть многое увидеть. Ведь у нас фантастический город, и возможности столичной культурной жизни огромны.
Наш московский зритель – хорошо образованный, активный, всех возрастов и поколений. Есть целые династии посетителей Пушкинского музея. Раньше нам очень хотелось, чтобы было побольше молодых зрителей, а сейчас я переживаю, что из-за сложившейся ситуации зрелых людей в залах стало меньше. Это, конечно, чудесно, когда видишь в музее мам и пап с колясками, в которых спят дети. Но я тоскую по их дедушкам и бабушкам. Мне кажется, здесь точка соединения, когда у каждого есть своя память об этом месте, это очень важно».
О том, что должно быть в музее, кроме искусства
«Поход в музей, когда ты открыт к диалогу с искусством, это очень серьезная и эмоционально изнурительная работа. Честно говоря, после часа интенсивного диалога ты устаешь, да и ноги уже не идут. Значит, надо расслабиться, сделать паузу. Не ставить себе задачу обязательно отметиться, что ты был там, там и там.
Но пока ты не устал надо прислушиваться к себе, к своим ощущениям. Потому что музей должен не только образовывать, но вызывать чувства и эмоции, это самое важное. Искусство для этого и создано, чтобы влиять на зрителя. Конечный результат – почувствовать, ощутить, быть взволнованным. Попытаться быть таким.
А когда понимаешь, что истощен, не стоит продолжать визит через силу. Поэтому в музеях должны быть такие места, где можно просто отвести глаза в сторону, посмотреть в окно, посидеть в музейном кафе, выпить кофе или сходить в музейный магазин, где очень много интересного. В одном любимом мною музее есть система кресел, которая поворачивает человека к окну. Мы тоже думаем о том, чтобы у нас было много зон, где можно было бы переключиться и отдохнуть. Я думаю, в музейном квартале у нас это получится».
-----------------------------------------------------------------------------------------
Полную версию интервью с Мариной Лошак слушайте в 10-м выпуске подкаста «Большой город» на «Яндекс.Музыке».