Найти тему
Про Мой Район

Марина Лошак: «Музей стал еще более открытым. Сейчас это место для всех»

Оглавление

Искусство волнует, восхищает, обескураживает. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак руководит строительством музейного квартала на Волхонке, придумывает новые образовательные и инклюзивные программы, колесит по стране, принимая под крыло филиалы Государственного центра современного искусства.

Подкаст «Большой город» поинтересовался, каково это – управлять супер-музеем. Выдержки из этой беседы печатаем ниже (ссылка на подкаст – внизу статьи).

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Важно, чтобы музей открывал все свои возможности любому посетителю»

«Все знают, что наш музей был задуман профессором Московского университета Иваном Цветаевым не как хранилище древностей и шедевров, а как место просвещения, где молодые люди могут познать искусство и его неизбежную способность изменить мир, увидеть его красоту и многообразие. Но постепенно в музей стали поступать коллекции оригинальных произведений, и в результате он превратился в универсальную институцию, где собраны разнообразные артефакты, связанные с историей искусства, от Древнего мира до современности.

Строительство Музея, май 1905 г. (фото — pushkinmuseum.art)
Строительство Музея, май 1905 г. (фото — pushkinmuseum.art)

Но дело не только в этом. Музей открывал некие новые окна свободы. Здесь прошла первая выставка Александра Тышлера. Здесь впервые российскому зрителю показали работы французских импрессионистов и постимпрессионистов. Здесь, тоже впервые, экспонировался русский и европейский авангард на выставках «Москва — Париж. 1900—1930» и «Москва — Берлин. 1900—1950». Здесь побывала «Джоконда» Леонардо да Винчи, а выставка шедевров Дрезденской галереи впервые показала, что такое большое мировое искусство.

ГМИИ им. А.С. Пушкина (фото — pushkinmuseum.art)
ГМИИ им. А.С. Пушкина (фото — pushkinmuseum.art)

В последние годы музей стал еще более открытым. Может быть, раньше он был для интеллектуальной элиты. Сейчас это место для всех. И мне нравится эта концепция. Мне кажется, никто не может себе ничего присвоить. Сейчас важно, чтобы музей давал возможность каждому человеку, который придет сюда, почувствовать себя долгожданным и желанным посетителем, чтобы открывал все свои возможности и специалистам, и любителям, тем, кто ограничен в финансах, и тем, кто ведет особый образ жизни, потому что ему не посчастливилось быть здоровым».

О музейном квартале

«Музейный городок, работа над которым идет сейчас, – это огромный музейный квартал. Перспектива появления такого пространства очень важна для города и страны. Здесь будет девять больших музейных зданий, а всего объединено примерно двадцать строений разного назначения. И все это один музей – ГМИИ им. А.С. Пушкина. Результаты этой грандиозной стройки мы увидим уже скоро. В 2023 году, я надеюсь, мы уже сможем открыть новое выставочное пространство, депозитарий, реставрационный центр.

Коллекция произведений импрессионистов и постимпрессионистов – жемчужина нашего собрания, – получит новое здание, а в ныне существующей галерее мы сможем начать ремонтные работы. Мы откроем Дом текста, где расположится наша Научная библиотека, архив, будут проходить выставки, лекции, дискуссии. В 2024 году откроет двери Галерея искусства старых мастеров; это очень большое пространство, куда переедет наша живописная коллекция. В 2023 году встанет на реконструкцию Главное здание музея, а все произведения оттуда на время переедут в хранилище.

Кроме того, за эти годы мы построили огромное подземное пространство, которое при помощи сложной системы подземных этажей и переходов соединит все наши здания, а это самая тяжелая часть стройки».

О зрителях Пушкинского музея

«Наш зритель – это москвич. Потому что в Москве нет такого количества туристов, как, например, в Петербурге. Но, мы надеемся, как только закончится пандемия, – будет. Столица уже готовится к введению электронных виз, чтобы можно было приехать на четыре дня и успеть многое увидеть. Ведь у нас фантастический город, и возможности столичной культурной жизни огромны.

Фестиваль «Пятницы в Пушкинском» (фото — vk.com/theartsmuseum)
Фестиваль «Пятницы в Пушкинском» (фото — vk.com/theartsmuseum)

Наш московский зритель – хорошо образованный, активный, всех возрастов и поколений. Есть целые династии посетителей Пушкинского музея. Раньше нам очень хотелось, чтобы было побольше молодых зрителей, а сейчас я переживаю, что из-за сложившейся ситуации зрелых людей в залах стало меньше. Это, конечно, чудесно, когда видишь в музее мам и пап с колясками, в которых спят дети. Но я тоскую по их дедушкам и бабушкам. Мне кажется, здесь точка соединения, когда у каждого есть своя память об этом месте, это очень важно».

О том, что должно быть в музее, кроме искусства

«Поход в музей, когда ты открыт к диалогу с искусством, это очень серьезная и эмоционально изнурительная работа. Честно говоря, после часа интенсивного диалога ты устаешь, да и ноги уже не идут. Значит, надо расслабиться, сделать паузу. Не ставить себе задачу обязательно отметиться, что ты был там, там и там.

Но пока ты не устал надо прислушиваться к себе, к своим ощущениям. Потому что музей должен не только образовывать, но вызывать чувства и эмоции, это самое важное. Искусство для этого и создано, чтобы влиять на зрителя. Конечный результат – почувствовать, ощутить, быть взволнованным. Попытаться быть таким.

Фото — facebook.com/theartsmuseum
Фото — facebook.com/theartsmuseum

А когда понимаешь, что истощен, не стоит продолжать визит через силу. Поэтому в музеях должны быть такие места, где можно просто отвести глаза в сторону, посмотреть в окно, посидеть в музейном кафе, выпить кофе или сходить в музейный магазин, где очень много интересного. В одном любимом мною музее есть система кресел, которая поворачивает человека к окну. Мы тоже думаем о том, чтобы у нас было много зон, где можно было бы переключиться и отдохнуть. Я думаю, в музейном квартале у нас это получится».

-----------------------------------------------------------------------------------------

Полную версию интервью с Мариной Лошак слушайте в 10-м выпуске подкаста «Большой город» на «Яндекс.Музыке».