Найти в Дзене
Музей Будущего

Галактическая сага с мощной идеей и эпическим размахом

"Галактическая сага" у меня ассоциируется в первую очередь с эпической трилогией "Люди как боги" Сергея Снегова, где могучие звездолёты землян, буквально переваривая пустоту в материю и наоборот, могли путешествовать в масштабах Млечного Пути. Конечно, это не единственное произведение с подобным размахом, но могут ли другие похвастать такими яркими фантастическими идеями?

В рамках июльского этапа фантастического марафона я прочитал роман, который по накалу страстей и по наполненности новыми яркими мыслями, на мой взгляд, не уступит любимой трилогии Снегова.

Артур Хаас для издания 2016 года
Артур Хаас для издания 2016 года

Бессмысленная Бездна, Край, Переход, Сеть, Ретрансляторы - всё это компоненты вселенной, созданной Вернором Винджем в романе "Пламя над бездной" (1992), который я прочитал в рамках июльского фантастического марафона. Роман дискуссионный, отмеченный престижной премией "Хьюго" и признанием читателей и критиков, принёсший автору славу и положивший начало циклу "Зоны мысли".

В этой статье я собрал все заметные обложки и иллюстрации к роману на разных языках и кратко описал (без спойлеров) потрясающие идеи Винджа, так что читавших приглашаю посмотреть арты и выразить свои впечатления в комментариях, а не читавших - познакомиться с романом.

Обложки изданий на русском языке. Слева - без указания автора, справа - коллаж из разных картин
Обложки изданий на русском языке. Слева - без указания автора, справа - коллаж из разных картин

Представьте, что предельный уровень развития технологий и скорости путешествия между звёздами зависит от конкретной зоны в Галактике, и чем ближе к набитому звёздами ядру, тем меньше вероятность создать по-настоящему продвинутые процессоры и звездолёты. Цивилизации либо самоуничтожаются, либо становятся иррациональными Силами и уходят в Переход заниматься делами, недоступными пониманию других.

Картина Бориса Вальехо для издания Tor (1992 год)
Картина Бориса Вальехо для издания Tor (1992 год)

Здесь очень высоко ценится возможность связаться с другими абонентами галактической Сети и выразить своё мнение или узнать о новых войнах или катаклизмах, причём абоненты могут обитать где угодно, от звёздных корон до атмосфер газовых гигантов. Информационные Архивы, оставленные цивилизациями прошлого, бесценны и в то же время невероятно опасны.

Слева: Джон Харрис для издания 2010 года. Справа: неизвестный художник для издательства Editura Nemira (2016)
Слева: Джон Харрис для издания 2010 года. Справа: неизвестный художник для издательства Editura Nemira (2016)

"Пламя над бездной" распадается на две параллельные сюжетные линии, одна из которых демонстрирует читателю невероятное разнообразие разумных существ в Галактике, а другая следует за двумя детьми в средневековом мире, населённом странными существами, которых Виндж описывает очень подробно. Многие процессы в масштабах цивилизаций и звёздных систем автор не описывает детально, но оно и не нужно: воображение легко закрывает оставшиеся белые пятна.

Слева: неизвестный художник для издательства Tor (2016). Справа: Манчу для французского издания 1998 года
Слева: неизвестный художник для издательства Tor (2016). Справа: Манчу для французского издания 1998 года

Однако иллюстрирован роман довольно бедно и однотипно. В доброй половине случаев, кажется, художник или оформитель даже не открывал текст. Отмечу разве что попытку изобразить разумные стаи на обложке испанского издания 1994 года, бегство "Внеполосного" у Стефана Мартиньера и Ретрансляторы у Манчу.

Слева: арт коллектива Trazo для испанского издания 1994 года. Слева: Стефан Мартиньер для издания 2007 года
Слева: арт коллектива Trazo для испанского издания 1994 года. Слева: Стефан Мартиньер для издания 2007 года

Прекрасная карта Галактики ниже (художник Элиза Митчелл) показывает примерный вид Зон мысли в цикле, а работа Skroderiders демонстрирует милую расу Наездников, сыгравшую далеко не последнюю роль в произведении. События романа не охватывают много времени, но намеченная лёгкими штрихами история тысяч цивилизаций и допущение о неоднородности самого пространства в Галактике потрясают воображение.

Слева - раса Наездников от художника Skroderiders. Справа - Галактика от Элизы Митчелл
Слева - раса Наездников от художника Skroderiders. Справа - Галактика от Элизы Митчелл

Я читал роман взахлёб и не мог оторваться до последней страницы, хоть местами темп повествования западал. Множество интриг - от масштабной Погибели до междоусобиц на маленькой планетке - держало в напряжении.

Несколько любительских иллюстраций прикрепляю в комментариях. А вы уже читали "Пламя над бездной"? Делитесь своими впечатлениями и присоединяйтесь к фантамарафону!

Стальные Когти. Художник неизвестен
Стальные Когти. Художник неизвестен