"Галактическая сага" у меня ассоциируется в первую очередь с эпической трилогией "Люди как боги" Сергея Снегова, где могучие звездолёты землян, буквально переваривая пустоту в материю и наоборот, могли путешествовать в масштабах Млечного Пути. Конечно, это не единственное произведение с подобным размахом, но могут ли другие похвастать такими яркими фантастическими идеями?
В рамках июльского этапа фантастического марафона я прочитал роман, который по накалу страстей и по наполненности новыми яркими мыслями, на мой взгляд, не уступит любимой трилогии Снегова.
Бессмысленная Бездна, Край, Переход, Сеть, Ретрансляторы - всё это компоненты вселенной, созданной Вернором Винджем в романе "Пламя над бездной" (1992), который я прочитал в рамках июльского фантастического марафона. Роман дискуссионный, отмеченный престижной премией "Хьюго" и признанием читателей и критиков, принёсший автору славу и положивший начало циклу "Зоны мысли".
В этой статье я собрал все заметные обложки и иллюстрации к роману на разных языках и кратко описал (без спойлеров) потрясающие идеи Винджа, так что читавших приглашаю посмотреть арты и выразить свои впечатления в комментариях, а не читавших - познакомиться с романом.
Представьте, что предельный уровень развития технологий и скорости путешествия между звёздами зависит от конкретной зоны в Галактике, и чем ближе к набитому звёздами ядру, тем меньше вероятность создать по-настоящему продвинутые процессоры и звездолёты. Цивилизации либо самоуничтожаются, либо становятся иррациональными Силами и уходят в Переход заниматься делами, недоступными пониманию других.
Здесь очень высоко ценится возможность связаться с другими абонентами галактической Сети и выразить своё мнение или узнать о новых войнах или катаклизмах, причём абоненты могут обитать где угодно, от звёздных корон до атмосфер газовых гигантов. Информационные Архивы, оставленные цивилизациями прошлого, бесценны и в то же время невероятно опасны.
"Пламя над бездной" распадается на две параллельные сюжетные линии, одна из которых демонстрирует читателю невероятное разнообразие разумных существ в Галактике, а другая следует за двумя детьми в средневековом мире, населённом странными существами, которых Виндж описывает очень подробно. Многие процессы в масштабах цивилизаций и звёздных систем автор не описывает детально, но оно и не нужно: воображение легко закрывает оставшиеся белые пятна.
Однако иллюстрирован роман довольно бедно и однотипно. В доброй половине случаев, кажется, художник или оформитель даже не открывал текст. Отмечу разве что попытку изобразить разумные стаи на обложке испанского издания 1994 года, бегство "Внеполосного" у Стефана Мартиньера и Ретрансляторы у Манчу.
Прекрасная карта Галактики ниже (художник Элиза Митчелл) показывает примерный вид Зон мысли в цикле, а работа Skroderiders демонстрирует милую расу Наездников, сыгравшую далеко не последнюю роль в произведении. События романа не охватывают много времени, но намеченная лёгкими штрихами история тысяч цивилизаций и допущение о неоднородности самого пространства в Галактике потрясают воображение.
Я читал роман взахлёб и не мог оторваться до последней страницы, хоть местами темп повествования западал. Множество интриг - от масштабной Погибели до междоусобиц на маленькой планетке - держало в напряжении.
Несколько любительских иллюстраций прикрепляю в комментариях. А вы уже читали "Пламя над бездной"? Делитесь своими впечатлениями и присоединяйтесь к фантамарафону!