На берегу Байкала в уютной кафешке «Байгал» сидели двое и немного «тарахтели» о том о сем и плавно перешли к мистике.
«Как-то странно тут у вас, Байкал под боком, а ни кораблей, ни лодок невидно… Все только туристические. А рыбацкие где? Неужто рыбу никто не ловит?».
«Да, рыбаков почти не осталось, только старшее поколение еще рыбачит, а вся молодежь сбежала в города – тут видишь ли досуга нет. Им все клубы да тусовки подавай. К тому же рыбалка это дело тяжелое, сил и умений требует – туристов катать всяко проще… и прибыльней гораздо. Все сейчас за наживой гонятся, а старик Байкал этого не любит.»
Мне еще дед рассказывал, что был в поселке такой мужик, что рыбу по дурному добывал. Как, дед не рассказывал, но говорил по дурному – может сети ставил какие, а может глушил, али током бил. Но рыбы всегда добывал очень много, ту что продать или сдать не мог, собакам скармливал, а порой просто сгнаивал.
Нехорошо он поступал, в поселке его многие осуждали, но со своим мнением к нему не лезли. (На Байкале вообще никто ни к кому не лезет со своим мнением, все своим умом живут)
Но одним утром местные рыбаки на баркасе обнаружили дрейфующую лодку с обломанным веслом (второго вообще не было в уключине). На дне лодки лежал тот самый дурной мужик, только седой и трясущийся от страха. Только когда баркас достиг берега он перестал трястись и стал способен внятно говорить, а не скулить и подвывать от страха.
Когда его изрядно напоили он рассказал, что рыбачил как обычно, но с приближением сумерек на воду лег туман… Для рыбака родившегося на берегу Озера туман не проблема, свет поселка на берегу всегда давал прекрасный ориентир, однако туман видимость снижал и мог стать причиной столкновений лодок и судов, а потому решил рыбак возвращаться домой.
Взялся за левое весло… а второго и нет в уключине! Пока он оглядывался осоловело в поисках правого весла, раздался громкий хруст и левое весло обломилось посередине! Весло не спичка, чтобы ломаться просто так, тут сила нужна… Перегнулся он через борт высматривая что же обломало весло и тут перед самым его лицом что-то вынырнуло и ударило его головой в лоб. Рыбак только заметил серый мокрый мех и длинные тюленьи усы на почти человеческом лице.
Когда он пришел в себя после удара на дне лодки, он понял, что его посудину с приличной скоростью кто-то тянет за собой по волнам Байкала…
Полночи неизвестное создание волокло за собой лодку, а потом почти до самого утра раскачивало, словно взбивало гоголь-моголь. В один из моментов рыбаку даже показалось что оно было не одно…
«Стало быть у вас тут живут русалки?»
«Ну не знаю как русалки, но кто-то водится точно. Слыхивал я слухи будто в конце 80-х искали военные и ученые кого-то в Озере, а потом быстро прикрыли эти поиски. Возможно, этого «кого-то» тогда нашли и решили больше с этим «кем-то» не связываться. Скорей всего рассудили, что многие столетия Байкал был обитаем и его обитатели людям не мешали… За исключением тех, кто своей алчностью доставлял им неудобство.
Смотрю я на нынешних барыг от туризма и думаю, что скоро и их лодки да катера могут вечером с плавающими бревнами столкнуться или с чем похуже… Старик Байкал не любит, когда на нем наживаются. Думаю, его дети тоже.»
За столиком в «Байгале» двое мужчин задумчиво помолчали, прихлебывая чай «по-бурятски».