Зарождению американской экспериментальной педагогики и встрече идей экспериментаторов с реальностью посвящен 18 текст проекта «Удаленное образование». На протяжении 30 текстов мы рассказываем, как менялась (прогрессировала и регрессировала) педагогическая мысль в истории человечества.
Этот проект создается при поддержке АНО «ИРИ»
В конце XIX — начале XX века начали развиваться экономические отношения между США и странами Западной Европы. Это подсветило необходимость научного и технического перевооружения американского производства и совершенствования социальных институтов. Появилась необходимость обновления как школ, так и педагогического подхода.
Педагоги были своего рода реформаторами. Их объединяли:
Приверженность идее развивающего обучения. Задача школы не просто давать ученикам знания. А помогать детям развивать умение наблюдать, мыслить самостоятельно, делать выводы, быть заинтересованными в самообразовании.
Важность учитывать возрастные особенности детей и индивидуальные склонности в учебно-воспитательном подходе.
Противление формализму, догматизму и применению телесных наказаний, до сих пор применяемые в традиционной школе.
Это время породило несколько интересных образовательных подходов:
Педагогика прагматизма (или «философия прагматизма») появилась в США в 90-е годы XIX века. Это направление провозглашало: истинно то, что имеет практическую значимость. И «истинно то, что полезно». Значимость же пользы прагматисты определяли чувством внутреннего удовлетворения.
Прагматисты считали, что школа — это общество в миниатюре. Что воспитание должно поощрять спонтанное развитие личности и заниматься постоянным преобразованием расширяющегося личного опыта ребенка.
Экспериментальная педагогика — ее рождение было видным событием в антитрадиционном воспитании. Создавались целые научные лаборатории, где педагоги-эксперименталисты искали и разрабатывали новые подходы и методы познания природы ребенка. Как описано в пособии «Теория и практика педагогического эксперимента» 1979 года под редакцией А. И. Пискунова, опираясь на лабораторные исследования, во главу угла педагоги ставили саморазвитие личности. Типичным примером лабораторного эксперимента было экспериментальное обучение субъекта образовательного процесса или небольшой группы курсантов в соответствии со специально разработанной методикой. Но именно искусственность экспериментальной ситуации и являлась главным недостатком лабораторного эксперимента.
Полагали, что важно разработать педагогические, а также психологические нормативы. И, уже опираясь на них, организовать образовательный процесс. Таким образом, подход к воспитанию будет более объективен и научен.
К сожалению, такой бодрый старт экспериментальной педагогики не соотносился с педагогической реальностью того времени. Итальянский врач и педагог М. Монтессори писала, что ошибка была в том, что учителя экспериментальной педагогики думали, что по частям смогут потихоньку изменить систему — начальные школы, находящиеся в попечении церкви, иезуитские интернаты. Но этого оказалось недостаточно. И что для того, чтобы увидеть улучшение в школьной системе образования, «необходимо действительное слияние теории и практики».
Но не все было так грустно. Течение экспериментальной педагогики породило педологию — науку о детях.
Теория свободного воспитания — частично экспериментальная педагогика породила теорию свободного воспитания. Педагоги этого направления также не разделяли идей традиционного обучения, говоря о том, что самое важное — развивать в ребенке творческий подход. Важно переживание личного опыта и его накопление.
Также теория свободного воспитания гласила, что дети рождаются свободными. И задача взрослых — помочь ребенку сохранить свободу и воспитывая его без принуждения. Самыми яркими деятелями теории свободного воспитания были немецкий педагог Л. Гурлитт, шведская писательницу и педагога Э. Кей, и более известная нам итальянский психолог и педагог М. Монтессори. Кстати, школы, основанные на педагогике Монтессори существуют до сих пор.