Фразу Наполеона в письме к Жозефине, где он просил её не мыться, многократно повторяли историки в разном контексте. Поэтому об императоре французов стали говорить не очень комплиментарно. Дескать, победитель при Аустерлице, и сам был не очень опрятным. Однако это не так. И можно легко разобраться, кому же и почему благоухать не позволяли.
В восемнадцатом веке, во Франции, стало модно принимать ванну. До этого был период в истории Европы, когда омовения считали не очень полезными: с конца XV по конец XVII века. И даже в те времена, это явление нельзя было назвать повсеместным: если Генрих VIII в Англии часто менял одежду и ополаскивался водой, то его дочь Елизавета I (правда, под конец жизни) совершенно перестала умываться. А во Франции, в 1640 году, королю Людовику XIII придворные лекари на полном серьёзе рекомендовали отказаться от лишних омовений. При этом его сын, Король-Солнце, пользовался в Версале переносными ванными, и каждое утро как следует растирался мокрыми полотенцами. Государю нравился тонкий аромат фиалок, и эти цветы специально выращивали для него.
В распоряжении придворных дам семнадцатого столетия были тазики и кувшины, плюс те же «мобильные ванны». А ещё духи. Очень много духов! Созданные из натуральных масел, они были очень крепкими. Очень сочными и заметными. Известно, что Людовик XIV однажды высказал замечание своей фаворитке, мадам де Монтеспан, из-за этого густого аромата: нос его просто не выдерживал.
И в XVIII веке духи продолжили свое победное шествие по Европе. Ароматизировать стало модно все подряд: простыни и подушки, небольшие саше, которые вкладывали в одежду, веера и свечи. Рассказывали историю об одном придворном, который хотел быть модным, и так переусердствовал с духами в своём доме, что отправился к праотцам. Буквально не смог найти глотка чистого воздуха.
Мария-Антуанетта, супруга короля Людовика XVI, полюбила принимать ванну с душистой водой. Для неё смешивали выжимку из лилий и цветов миндаля. Облако изысканного аромата надолго повисало в покоях королевы. Фрейлины были в восторге, и тоже старались повторять за Первой Дамой во Франции. Придворные также использовали другие духи, часто настолько насыщенные, что их можно было почувствовать издалека.
Но Наполеон, непривычный к густым духам, недовольно морщился. Его возлюбленная, Жозефина де Богарнэ, переняла все светские привычки королевского Двора. Она тоже плескалась в ароматизированной воде, а затем использовала духи. И её воздушные платья обязательно пропитывали капельками изысканных духов! Так было принято! И вот от этого «концентрата» у Наполеона начинала болеть голова.
Он был предупредительным кавалером, а затем мужем. Завел привычку заранее предупреждать о своем приезде (ведь однажды он пожаловал некстати, и убедился, что дама сердца расточает любезности не только ему), и иногда обращался с просьбой: не нужно, пожалуйста, ароматных ванн! Благоухать в присутствии Наполеона его Жозефине не позволяли.
«Она любила цветы апельсина, - писал парфюмер Франсуа Рансе, - и просила, чтобы её перчатки, легкие шарфы и шляпки благоухали также».
Жозефина часто заказывала у Рансе флакончики с духами. А он старался для своей знаменитой заказчицы, и даже изобрел особый аромат «Императрица», который презентовал ей после коронации. Флакон из горного хрусталя хранился в фарфоровой шкатулке и был перевязан золочеными шнуром. Этот подарок был достоин новой государыни!
И Наполеон, которого незаслуженно записали в противники мытья, кстати, тоже пользовался духами. Однажды он приобрел «Кёльнскую воду», ему понравился аромат, и император остался верен ему. А вот Жозефине благоухать не позволял, особенно, когда сам собирался к ней.
Кстати, о Кельнской воде у меня есть отдельная статья!
#наука #франция #дворцы #литература #женщины
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!