Идея этой статьи родилась в результате понимания того, что публикации канала "Academia-nadezhda" привлекают внимание все большего количества читателей, при этом автор с удовольствием передает накопленный научный материал не только учащимся и студентам, но и широкому кругу заинтересованных читателей, считая, что важно поделиться не только бесспорными фактами, но и предложить, там где это допустимо и оправдано, свой научно-обоснованный подход к излагаемым событиям, предложить версии, а то и вместе с читателем обсудить и высказать свои мнения и суждения. Важной при этом становится проблема историзма в освещаемых вопросах, иными словами, степени исторической достоверности при изложении тех или иных событий, деятельности исторических личностей и простых людей, основ их культурных, философских и нравственных представлений и восприятие этого историзма нашими читателями уже с позиций дня сегодняшнего, часто весьма отличающихся от прошлого, пусть даже недавнего. В ходе обсуждения иногда встречается такой аргумент, опровергающий предложенный авторами канала вариант понимания исторических событий: "А Вы были свидетелем этого? А Вы там были? Вас бы в крепостное право ... " и так далее.
Стоит поэтому разъяснить как историк познает прошлое, каким инструментарием, методами он пользуется для проникновения в события истории. Некоторые подходы к познанию человеческого пути изложим в статье.
1. Культура как источник познания прошлого
Начнем разговор о работе историка с примера. В советской историографии при описании взаимоотношений простого люда и князя в древнерусских княжествах понятие "полюдье" всегда рассматривалось с классовой позиции: князь-эксплуататор ездил по селениям, собирал дань т.е. грабил народ и награбленное свозил к себе ... во дворец. Арон Гуревич, выдающийся советский и российский историк, медиевист решил изучить это явление по всем доступным источникам. Раскопки ничего не дадут, негде искать, летописи тогда не вели. Тогда для изучения этого явления Арон Гуревич обратился к изучению... скандинавских саг, которые сохранились и достаточно точно описывают период раннефеодального государства, на этапе развития которого было такое явление как полюдье. Анализ этих источников привел к выводам, что "полюдье" или "кружение" проводилось следующим образом:
- князь (в Европе король) ехал в полюдье с языческим волхвом (в христианской Европе это "прево") для осуществления обрядов по родившимся, умершим, заключения брака, лечения и т. д.;
- он был с дружинниками, которые входили в княжеский (королевский) суд. По прибытию в то или иное селения они осуществляли суд над теми, кто обвинялся в тех или иных преступлениях. На Руси судили по обычаю, у франков уже в VI веке появился свод законов "Салическая правда";
- собирая дань в одном районе, князь (король) оставлял продукты в тех селениях, которым грозил или уже наступил голод.
Итак, полюдье - это метод управления раннефеодальным государством, в котором еще не сложился центр и аппарат управления. В подходах А.Я. Гуревича к истории мы можем обратить внимание на то, что для него содержанием истории является человеческое сознание, разное в разные эпохи, а не факт, событие, понятие.
А.Я. Гуревич, рассуждая о целях работы историка, пишет, что первое, с чем историк встречается в своих источниках, – это человеческое сознание, запечатленное в памятниках, текстах, созданных людьми, поэтому историк неизбежно должен быть историком культуры, человеческой ментальности, знать умственные установки людей этой эпохи, их способы мировосприятия. Роль историка заключается в том, чтобы расслышать голоса эпох, именно расслышать их голоса, а не интерпретировать их по-своему, и передать их современникам.
2. История - это наука о Человеке и его сознании
Существенный шаг в разработке статуса истории принадлежит исторической школе «Анналов», основателями ее являются:
- Марк Блок и Люсьен Февр (первое поколение школы),
- Фернан Бродель (второе поколение Школы «Анналов») и
- Жак Ле Гофф и А.Я. Гуревич (третье поколение).
Галерея Academia-nadezhda "Портреты основателей Школы "Анналы":
В качестве области синтеза был выбран Человек и его сознание, в котором должны были найти отражение все стороны бытия. История, таким образом, превращалась из науки о прошлом в науку о Человеке и его сознании. Особенно характерен для Школы «Анналов» интерес к скрытым, потаенным уровням общественного сознания, не выраженным четко, для которых был изобретен термин, получивший в дальнейшем самое широкое распространение – ментальность (mentalite). Ментальность стала одним из главных научных понятий Школы, а история ментальностей, то есть «разлитых» в определенной социальной среде умонастроений, неявных установок мысли и ценностных ориентаций, автоматизмов и навыков сознания, текучих и вместе с тем очень устойчивых внеличных его аспектов – главным и наиболее интересным аспектом ее деятельности [1].
Именно такая история интересна авторам данного канала, которые считают, что именно сознание людей прошлого вызывает к жизни те или иные события. Сколь ни казались бы разбросанными и несочетающимися пристрастия, желания, фобии отдельной эпохи, в конечном счете, они стягиваются к единому центру – общественному человеку этого времени, к «базовой» личности, которая формируется в зависимости от типа культуры, то, что А. Гуревич очень точно назвал: культура молчаливого большинства. Психология «людей книги» и психология «людей зрелищ», религиозное сознание – теологическое и обыденное, взаимодействие «культуры страха», «культуры стыда» и «культуры вины» – эти и многие другие измерения исторической психологии это не есть хаотичное нагромождение несвязанных вопросов, явлений и действий.
Примером такого подхода может служить анализ фресок эпохи Возрождения в Ватикане, которые мы проанализировали в статьях:
В результате приведенного в этих статьях анализа история, ее процессы и исторические события открываются с другой стороны, выглядят несколько иначе.
Или, еще один пример: известнейшие в нашей стране имена талантливых крепостных художников, актеров, предпринимателей, выросших в крепостной неволе, ставших гордостью России. Если идти от тогдашней реальности, то надо более глубоко проанализировать это историческое явление, переосмысливать, наше современное отношение к системе крепостного права в России. Мы сделали попытку задаться этим вопросом в статье канала:
Одно из самых широко употребляемых сегодня понятий, наряду с "ментальностью", является понятие "ценности" в современном мире. Но ведь оно применимо к любой исторической эпохе. Рассматривая, например, понятие ценностей в средние века, А. Гуревич изучает их на примере работы средневекового проповедника немецкого францисканца Бертольда из Регенсбурга и тогда наше понимание ценностей расширяется. Многие ценности, названные Бертольдо, мы не замечали и не формулировали:
Галерея Academia-nadezhda " Портрет средневекового немецкого проповедника францисканца Бертольда из Регенсбурга":
Ценности он определяет как дар:
- Первый дар, доставшийся человеку от Бога – наша собственная персона: душа и тело каждого человека.
- Второй дар заключается в должности, социальном служении, правовом статусе, профессии индивида.
- Третий дар материальный: имущество, богатство, собственность, коими обладает тот или иной индивид.
- Четвертый дар – время нашей жизни, которым следует распоряжаться разумно и бережно, т. е. трудиться и заботиться о спасении души.
- Пятый дар – любовь к ближнему, (то, что мы теперь назвали бы социальностью индивида [2]).
Из пяти названных даров или ценностей мы называли только любовь к ближнему. Но не замечали ценности профессии - любимого дела человека, собственности, а Гегель определял частную собственность как основу свободы, времени в жизни каждого из нас. Быть личностью – главная ценность, сформулированная в данном примере. Мы это понимаем в аспекте личностной самореализации как смысле жизни каждого индивида.
Вывод:
В работе «Апология истории» Марк Блок так определяет предмет истории:
«Иногда говорят: “История – это наука о прошлом”. На мой взгляд, это неправильно. Ибо, во-первых, сама мысль, что прошлое, как таковое, способно быть объектом науки, абсурдна. М. Блок уточняет, что история – это наука о людях, о людях во времени, наука о человеческом духе.
Поиск особого «силового поля» разных измерений единого позволяет воссоздать траекторию историко-антропологической эволюции, дает возможность осмыслить любую частную историю (искусства, науки, общества, религии) именно как человеческую историю или истории как культуры. Подобный историко-психологический анализ сделал историческое знание гуманитарным, т.е. человеческим, разумеется, принимая во внимание всю массу исторических фактов и событий.
Литература:
- Бурыкина Н.Б. Понятие "переходная эпоха" как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте : монография / Н. Б. Бурыкина. - Москва : Компания Спутник+, 2009. - 326 с.
- Гуревич, А. Я. История – нескончаемый спор. [Текст] /А. Я. Гуревич. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. – 889 с.
- Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. [Текст] /А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1990. – 398 с.
- Гофф, Ж. Л. Средневековый мир воображаемого.[Текст]: Пер. с фр./Л. Ж.Гофф. – М.: Прогресс, 2001. – 439 с.
Понравилась статья- ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь статьей с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Еще больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com