Найти тему
Sapienti-sat

Цифровизация образования – утопия или антиутопия?

Оглавление

В национальном проекте «Образование» одним из направлений является цифровизация образования, реализуемая в рамках подпроекта «Цифровая образовательная среда». Его реализация идёт полным ходом и должна завершиться к 2024 году.

В связи с этим интересно мнение читателей о том, что больше напоминает современное образование с его проектами – утопию или антиутопию? С одной стороны, проект – утопия на фоне огромного количества сельских школ с нехваткой учителей, тремя ноутбуками на школу и дырявой крышей. С другой стороны, повсеместное погружение подростков в гаджеты, уход в виртуальность, дистанционные технологии – реализованная антиутопия?

Но вначале посмотрим, какие 5 приоритетных задач выполняет цифровизации образования, по мнению разработчиков проекта.

5 приоритетных задач цифровизации образования

Задача № 1

Обеспечение равных образовательных возможностей для всех детей, независимо от места проживания, состояния здоровья. Цифровой контент должен помочь выстроить индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от способностей и потребностей ребёнка и выстроить индивидуальное сопровождение «будущего работника».

На мой взгляд, звучит несколько утопически. Ключевой вопрос: кто будет выстраивать траекторию развития?

Ученик сам себе? Звучит абсурдно.

Учитель? Нереально, ведь для того чтобы выстроить индивидуальный учебный план, индивидуальную программу с учётом возможностей и потребностей ребёнка, нужно провести очень большую работу каждому учителю-предметнику, психологу, возможно, с привлечением медспециалиста и т.д. Кроме того, потребности и интересы подростков довольно часто меняются, поэтому тогда должно быть постоянное индивидуальное сопровождение у каждого ребёнка. В условиях современной школы при колоссальной нехватке учителей это неосуществимо.

Компьютерные программы? Тогда возникает вопрос, насколько они совершенны. Невольно вспоминается популярный «Дивергент» или давняя повесть А.Азимова «Профессия», опубликованная аж в 1957 году.

Кроме того, здесь существует ещё одна опасность, которую подметил Игорь Ашманов, предприниматель в сфере информационных технологий, и озвучил в интервью телеканалу СПАС – опасность навязывания ребёнку той траектории, которая будет автоматически сгенерирована. Риск манипуляций, когда чиновники смогут сказать ребёнку: ты не гуманитарий, а ты не технарь, ты должен делать то и то: «Это не траектория, это попытка управлять судьбой, попытка взять на себя роль Бога».

Подробнее о рисках цифровизации см. в статье «Быдло получает цифровые суррогаты общения, образования...», или снова о цифровизации образования».

Задача № 2

Переподготовка кадрового состава, актуализация их знаний, умений и навыков в использовании современных технологий.

Думаю, ни одному учителю не надо объяснять, как на деле проходят курсы повышения квалификации в большинстве случаев: куча заданий, онлайн-лекций, вебинаров и тестов. Реальную пользу приносят 10-15%. Да и кадровую проблему такими методами не решить.

Задача № 3

Вовлечение родителей в образовательный процесс, возможность активно влиять на него.

Вопрос: а надо ли? Пусть каждый занимается своим делом: учителя учат и занимаются коллективным воспитанием, родители – индивидуальным воспитанием своего ребёнка. Иначе «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

При этом разумное мнение родительской общественности о нуждах школы, чиновники от образования всё равно вряд ли услышат.

Задача № 4

Введение системы «Цифровая школа» позволит повысить открытость («транспарентность» - как сказано в проекте))) образования, повысить безопасность хранения данных, снизить бюрократическую нагрузку в том числе на учителей.

Безопасность хранения данных вызывает сомнения…

В снижение нагрузки, конечно, не верится. Достаточно понять, что подразумевает снижение нагрузки: «Цифровое портфолио» учащихся, «Цифровой помощник ученика» (который будет индивидуально подбирать образовательный контент), «Цифровой помощник родителей» для взаимодействия родителей и школы, «Цифровой помощник учителя». Всё это цифровое взаимодействие учителя с учениками, родителями, собственным помощником))) вряд ли приведёт к снижению нагрузки.

-2

Учителям обещают не только автоматическую проверку некоторых заданий ученика, но даже разных чат-ботов, которые, например, смогут организовать онлайн-дискуссию учеников.

Но, во-первых, мне совсем не хочется, чтобы, например, на уроке литературы дискуссию о «Преступлении и наказании» мне организовывал какой-то чат-бот.

Во-вторых, проверка-то будет автоматическая, но ведь потом толпами пойдут ученики с вопросами: «А я не понял, что мне тут компьютер не засчитал», «А Вы не могли бы посмотреть, может, компьютер ошибся?» и тому подобными. Все с этим уже столкнулись на дистанте.

-3

Задача 5

Наконец, последняя задача, но очень важная)) Снижение финансовой нагрузки на школы, возможность «эффективного финансирования» образовательных организаций. Что подразумевает «эффективное финансирование» в нашем образовании тоже всем вполне понятно.

Так что же такое цифровизация образования – всего лишь утопия или почти реализованная антиутопия, которая и не снилась ни Е.Замятину, ни Дж.Оруэллу?

Коллеги, как у вас проходит цифровизация? Поделитесь впечатлениями.

А подробнее о сторонниках и противниках цифровизации можно прочитать в статье «Быдло получает цифровые суррогаты общения, образования...», или снова о цифровизации образования»