Когда мы думаем о Евровидении сегодня, то первым делом представляем себе безумно сложные костюмы, но так было не всегда.
Если обернуться на начало 70-х, то на Евровидении можно увидеть куда более скромные вечерние платья и костюмы сшитые на заказ. Иногда появлялось немного блеска и дерзости, но по большей части это было элегантное мероприятие.
Затем, в 1974 году, на сцену вышли четыре шведа, выглядевших вот так.
Четырёхдюймовые каблуки на платформе Агнеты Фельтског. Бьерн Ульвеус c гитарой в форме серебряной звезды. Дирижер Свен-Олоф Вальдофф в костюме Наполеона.
Внешний вид ABBA произвел фурор. Но дел было не только в их костюмах. Когда ABBA вышла на сцену и дебютировала с песней Waterloo на Евровидении 1974 года, это не просто ознаменовало сдвиг в европейской истории, это был поворотный момент в истории поп-музыки. Началось восхождение, невиданное ранее и по сей день.
Костюмы и музыка ABBA для Евровидения, были созданы под впечатлением от глэм-рока.
В начале 70-х, Дэвид Боуи, Roxy Music и T. Rex меняли образ рок-н-ролла, надевая замысловатые блестящие костюмы неопределенной гендерной принадлежности и делая себе дикие причёски.
Первая волна глэм-музыкантов ворвалась в Великобританию и захватила внимание слушателей. Но такого стиля и яркой индивидуальности в то время не было в поп-музыке и на материковую Европу они не перешли.
По большей части, поп-музыка застряла на певцах уходящего поколения и нуждалась в новых лицах. ABBA знали, что этими новыми лицами могут стать они.
Однако, чтобы это сделать, им нужно было сначала попасть на Евровидение. А потому, они начали ежегодно присылать песни на отборочный конкурс в Швеции - Melodifestivalen.
Авторы песен ABBA, Бенни Андерссон и Бьерн Ульвеус, впервые попробовали свои силы на Melodifestivalen в 1971 году, представив две заявки, которые в следующем году были отклонены.
В 1973 году Бенни и Бьерн создают собственную группу, вместе со своими жёнами. Название группы было сформировано из инициалов имени каждого участника. В этом году, на Melodifestivalen была уже отправлена песня от нового коллектива - «Ring Ring».
Композиция «Ring Ring» была вдохновлена американской соул-музыкой, в частности, Филом Спектором. Вы можете услышать в песне стену звука, благодаря аранжировке с фортепиано, духовыми, гитарами и вокальными партиями наложенными друг на друга.
Песня «Ring Ring» дала Бенни и Бьерну третье место на Melodifestivalen и к концу года, ABBA начала завоёвывать признание на своей Родине.
Календарь перевернулся, наступил 74-й год, Melodifestivalen снова открывал свои двери и ABBA ворвалась на это фестиваль со своей песней "Waterloo". Как и у «Ring Ring», корни "Waterloo" уходят к концепции стены звука Фила Спектора.
Но также, многое в "Waterloo" взято из глэм-рока. Особенно, из песни "See My Baby Jive", английской глэм-рок группы Wizzard.
Звучание "Waterloo" отличалось от рок-звучания Wizzard, песня ABBA имела более чистый, отполированный звук, лучше подходящий для поп-музыки.
"Waterloo" подчёркивала прекрасно подобранные голоса Агнеты и Анни-Фрид, а также, продемонстрировала непревзойденную способность Бенни и Бьерна писать запоминающиеся мелодии.
Первоначально, "Waterloo" называлась "Honey Pie" и по-видимому, припев тоже должен был содержать эти слова, довольно удобные, для мелодической зацепки и понятные для публики.
Лирика была изменена Стигом Андерсоном. Ватерлоо - очень странная и новая тема для песни. Кто ещё спел романтическую песню, сравнивающую любовь с падением великого и печально известного диктатора? И возможно, даже ещё более свежим, чем предмет лирики, был язык, на котором исполнялась песня.
"Waterloo" была единственной на фестивале песней, исполненной на английском языке и когда она выиграла на Евровидении, ABBA стала первым победителем, поющим не на родном языке.
Решение писать и исполнять песни на английском языке, было ещё одним признаком амбиций ABBA. С самого начала, их конечной целью была не победа на Евровидении, а полное мировое господство.
Бьерн Ульвеус как-то сказал:
Мы знали, что фестиваль Евровидение был единственной дорогой для шведской группы, чтобы выйти за пределы Швеции.
Поскольку Евровидение транслировалось по телевидению и было очень популярным, ABBA произвела фурор.
Участникам группы повезло, что они дружили с дизайнером Ове Сандстромом. Костюмы дали группе дополнительное преимущество.
Довольно занятная лазейка была использована группой для получения костюмов. Шведское правительство в то время предоставляло специальные льготы для покупки рабочей одежды, которую нельзя было носить в повседневной жизни. Можно сказать, что спонсором диких нарядов ABBA стало правительство Швеции.
Когда группа вышла на сцену, это стало перфомансом, которого на этом конкурсе никогда раньше не видели.
"Waterloo" выиграла Евровидение с шестью очками и продолжила завоёвывать континент. Песня поднялась в чартах по всей Европе и по всему миру, заняв первые места в Бельгии, Дании, Финляндии, Германии, Ирландии, Нидерландах, Норвегии, Южной Африки и Швейцарии.
Более чем просто успешный сингл, "Waterloo" стала одной из первых, по-настоящему интернациональных поп-песен, заразивших половину мира "лихорадкой ABBA". ABBA использовала этот первоначальный успех, чтобы проложить свой путь к вершине славы.
После "Waterloo", ABBA выпустила ещё ряд треков, ставших лидерами мировых чартов, таких как SOS; Mamma Mia; Fernando; Dancing Queen; Money, Money, Money и ещё полдюжины других песен, под которые вы несомненно танцевали на свадьбах или корпоративах.
ABBA полностью перевернули поп-сцену и изменили представление о поп-звёздах. Плотное звучание и глэм-роковые костюмы сделали своё дело.
Спустя 31 год, после презентации "Waterloo", на праздновании пятидесятилетия Евровидения, эта песня была признана лучшей в истории фестиваля. В 2021-м году, ABBA снова удостоилась этой чести.
Когда в 1974-м году, ABBA сошли со сцены Евровидения, вряд ли они могли представить, каких высот вскоре добьются. Тем не менее, свою победу они отпраздновали очень стильно, проведя вечеринку в номере Наполеона. Вскоре они и сами стали "Императором поп-музыки".