За более чем 20 летнюю историю вторых Дальнобойщиков программ для работы с текстурами было создано немало, а некоторые из них, например, нашего производства, вообще, появились буквально пару лет назад. Но, честно говоря, особого смысла в таком разнообразии практически нет. Формат хранения ресурсов у игры очень простой, типов файлов для текстур - кот наплакал, поэтому для статьи мы выберем только одну программу, а остальные останутся на ваше усмотрение, попробуйте изучить их самостоятельно (по ссылке ниже).
Большой список программ https://vk.com/@rnr_mods-mody-dlya-dalnoboischikov-tekstury-programmy-dlya-raboty-s-t
RigNRoll RES Editor
Данная программа позволяет изменять файлы текстур в Дальнобойщиках без необходимости распаковки всех файлов. С одной, стороны это удобно, с другой, упрощение привело к тому, что программа не предназначена для массовой замены текстур за раз и здесь ничего не поделаешь, исходников на нее нет, и она давно не развивается.
Скачать: https://drive.google.com/file/d/1ErsOfBaV0T_rtqDSfRoivxPKAvjs2RA/view
Res файлы
Файлы в которых хранятся текстуры в игре Дальнобойщики 2, но не только. Еще в них можно найти звуковые файлы, они есть только в файле common.res, а также файлы с настройками материалов. Материал описывает то, как текстура будет отображаться в игре. Это сделано для того, чтобы можно было управлять текстурой, придавая ей нужные характеристики. Подробнее об этом будет ниже, но сразу скажем, что большинство параметров обычно не используется при моддинге, упомянем только те, что мы использовали сами.
Большинство текстур хранятся в папке ENV. Это разнообразные текстуры карты игры, такие как, текстуры дороги, деревьев, зданий и т.д. Часть текстур хранятся в папке Common.
Форматы текстур в игре собственные, двух типов. TXR - почти тоже самое, что .tga и MSK. Последний встречается в основном в первой части игры и использует RLE (Run-length encoding) кодирование для сжатия информации.
Как просмотреть текстуры
1. Запускаете программу.
2. В меню выберете Открыть и указываете нужный вам res файл.
3. Слева из пункта Textures выбираете нужную вам текстуру.
Для примера откроем Truck.res из папки COMMON. Самый первый файл в списке (слева) называется lg_stop.txr. Ниже под изображением можно увидеть, что формат изображения RGBA4444 (расшифровывается так: по 4 бита для красного R, синего B и зеленых G каналов и еще 4 для альфа A канала), т.е оно 16 бит, и у него есть альфа канал для задания прозрачности. Размер изображения 256x256 пикселей.
Truck.res - текстуры автомобилей в игре, кроме кабин
В целом это все настройки, которые обычно необходимо задать при импорте изображения в игру, остальные требуются в особых случаях, например, когда необходимо задать вращение текстуре, как у винтов вертолета. Эти настройки можно найти у материалов. Для доступа к ним вам нужно перейти в пункт Materials ниже в том же списке.
Как заменить текстуру
Для замены текстуры предназначена кнопка Импорт, нажимаете ее, выбираете файл с вашей текстурой и далее кнопку Сохранить (!обязательно). И это все, можно проверять в игре.
Программа конвертирует файлы в формат поддерживаемый игрой, но на вход принимает ограниченное число форматов. Это должен быть или .tga файл или png.
Размер текстуры должен быть не больше 512x512. Можно больше, в моде SEMod есть текстуры 1024x1024, но будут проблемы, игра плохо работает с текстурами в больших разрешениях, может тормозить, текстуры пропадают и т.п.
Формат текстуры нужно выбирать опытным путем. Для непрозрачных можно указывать RGBA8888, а RGBA8 подойдет для меню игры.
Как вытащить текстуру
Для экспорта текстуры предназначена кнопка Экспорт, нажимаете ее и далее выбирает путь для сохранения. Для замены текстуры вытаскивать ее не нужно, делайте это только если, например, планируете забрать понравившиеся текстуры в другую игру.
Параметры материалов и как с ними работать
Для того чтобы задать эти параметры:
1. Выбрать материал.
Для пример мы заменим параметры для ранее открытого файла lg_stop.txr. В списке данный материал находится на 12 месте (нашли перебором по всему списку и по названию файла), убедимся в этом, открыв его в списке Materials.
2. Задать параметр.
В пункте Has texture можно задать привязанную к данному материалу текстуру, если его убрать, то модель модель можно просто закрасить цветом с помощью пункта Material Color + выбрать цвет справа.
В пункте isTransparent можно задать цвет, который будет прозрачным для данной текстуры. Это нужно если у вас текстура сплошная, но есть места, которые вы хотите "убрать", т.е. сделать полностью прозрачными. Цвет выбирается справа в квадрате. Вообще, количество цветов ограничено 256, не столь важно почему именно так, но вы должны иметь в своем изображении один из этих цветов, иначе трюк не сработает.
В пункте Attached Material выбирается текстура для создания эффекта отражения. Можно выбрать только из уже имеющихся в res файле.
Пункт No tile используется для маленьких текстур, чтобы растянуть ее по всей поверхности полигона. Если этого не сделать, то текстура покроет модель копиями.
Пункт Rotation позволяет задать вращение для текстуры и имеет два параметра: координаты центра вращения (Rotation Point) и угол вращения (Rotation Angle).
После того как вы будете готовы не забудьте нажать кнопку Сохранить, чтобы применить все изменения.