Отец Александр Мень жил в старом деревянном доме с садом, в поселке Семхоз, что в нескольких остановках на электричке от его храма. И здесь каждую свободную минуту он писал книги. Они-то и стали его главной проповедью, которую слышали люди за много километров отсюда.
Первая его книга была опубликована в 1968-м году, в Брюсселе, куда рукопись попала случайно. Причем, издатели сами не знали, кто был автором книги и кто передал ее за границу – но все же опубликовали талантливую рукопись, под псевдонимом "Эммануил Светлов". Потом отец Александр Мень познакомится с брюссельскими издателями и в разные годы тайком передаст за границу еще одиннадцать книг. До 1990-го года ни одна из них не могла выйти в свет на родине.
Мень знал, как пробудить интерес к теме Бога у интеллигенции, привыкшей к чтению научно-популярной литературы. В своей первой и главной книге, «Сын Человеческий», он рассказывал о евангельских событиях так живо и достоверно, как будто сам был их свидетелем. Потом Мень написал фундаментальный труд – всеобъемлющую «Историю религии» в семи томах - и уже сам передал ее западным издателям через проверенных людей.
Этим же каналом для публикации книг потом воспользуется Александр Солженицын. Писатель был другом Меня и однажды даже доверил ему спрятать в доме рукопись своего «Архипелага ГУЛАГ».
Наталья Григоренко-Мень, вдова протоиерея Александра Меня:
Её спрятали на терраске. Один такой угол, уголь там складывали. И когда кто-то сказал, что могут придти с обыском, начали думать, куда припрятать, и закопали в уголь. Выкопали там ямку, положили туда, и сверху засыпали углём. Никто, правда, и не пошёл туда, никто не ковырялся там. Походили, посмотрели, ничего не нашли и уехали.
Другой кумир московской интеллигенции, бард Александр Галич, крестился у Меня, как и многие диссиденты 70-х. Об отце Александре говорили, что в нем видели человека, который как будто только что беседовал с самим Спасителем. Ведь говоря о своем богообщении, он был предельно правдив и достоверен.
Мень очень старался сплотить свой приход, сделать его настоящей общиной, где люди помогают друг другу и вместе изучают основы веры. Хотя любые религиозные беседы вне храма тогда считались антисоветской агитацией и попадали под запрет. За проведение христианских бесед с молодежью или детьми могли посадить за решетку на несколько лет.
Из документального фильма "Протоиерей Александр Мень. Проповедники"
Продолжение следует