В 2016-м году на экраны вышла документальная картина «Жизнь одной немки» (Ein deutsches Leben), героиней которого стала Брунгильда Помзель — секретарь Йозефа Геббельса. Пожалуй, это самый необычный фильм о Третьем Рейхе.
Брунгильда Помзель родилась в 1911-м году в Берлине. С началом Первой мировой войны её отец отправился на фронт, и его возвращение домой стало одним из самых ярких воспоминаний её детства. И это воспоминание сложно назвать радостным. «Никто не мог понять, что за незнакомый человек стоит у нас в прихожей?» — вот что Брунгильда рассказывает о том дне.
Логично предположить, что дальше должны были последовать мысли об ужасах войны и сломленных людях, изменившихся до неузнаваемости. Но это не так. Вспоминая об отце, Брунгильда говорит о том, что он был строг. Вспоминая о своём детстве, она говорит о том, что всех юных немцев воспитывали в саксонском духе.
Подобные умозаключения ведут к тому, что девочкам было не положено интересоваться политикой. И Брунгильда ей не интересовалась.
С 1929-го года она работала стенографисткой у страхового агента Гуго Гольдберга. Он был евреем, и когда нацисты начали «закручивать гайки», оказался в сложной финансовой ситуации. «Дорогой доктор Гольдберг» (как называет его Брунгильда) мог оплачивать девушке лишь половину ставки, и ей пришлось найти подработку. Она стала печатать мемуары Вульфа Блая — ветерана Первой мировой и ярого национал-социалиста. Именно он посоветовал ей вступить в партию. И Брунгильда в неё вступила.
Вспоминая об этом, она сокрушается о 10 марках, которые пришлось заплатить как членский взнос. Её подруга, которую звали Ева, считала этот шаг полным безумием. Но, будучи членом партии, было проще устроиться работать на радио. И Брунгильда заплатила 10 марок. Позже она узнала, что в 1943-м году Ева была депортирована и погибла в концентрационном лагере.
10 марок себя окупили. Устроившись на радио, Брунгильда стала неплохо зарабатывать. Ей платили «больше, чем она могла потратить». А в 1942-м году она стала секретарём Йозефа Геббельса. Глядя на его выступления, девушка не могла понять: как такой приличный мужчина может по щелчку превращаться в «кричащего безумца»? Брунгильда не интересовалась политикой.
«Жизнь одной немки» — это не исповедь, а воспоминания. Это чёрно-белый монолог пожилой женщины, работавшей на нацистов и не испытывающей чувства вины по этому поводу. Брунгильда Помзель была простой немецкой девушкой, которая хотела жить чуть лучше, чем большинство её соотечественников. Она не интересовалась политикой.
Брунгильда Помзель прожила 106 лет и скончалась в начале 2017-го года, успев записать искреннее, но шокирующее интервью. Едва ли она восхищалась Гитлером, но до самого конца плыла с ним в одной лодке. Подобно матросу «Летучего Голландца», она была не только частью команды, но и частью корабля. Едва ли она была убеждённой нацисткой, но когда она вспоминает о самоубийстве фюрера, в её глазах появляются слёзы.
#ПР документалки
Ставьте лайк, если было интересно.