Найти тему

Учитель и Ученик: подводные камни. Часть 2/4

ГРАНИ УЧИТЕЛЬСТВА

Ну а что же сам наставник? Достаточно ли однажды собрать вокруг себя группу учеников, с тем чтобы приняв статус "учителя" неизменно оставаться в этой роли? Конечно, роль учителя тоже имеет много граней. В первую очередь, учитель - это тоже сосуд, с одной стороны принимающий практику через обучение, традицию, своих наставников, а с другой стороны передающий это всё в незамутненном виде своим ученикам.

То есть по существу это сосуд, который должен быть "пустым" от собственных искажений, не закрытым не только сверху, но и снизу, чтобы непрерывно оставаться в потоке практики и быть её Проводником. Получая и пропуская практику через себя, приобретая опыт разных методик, и проходя через трансформации, учитель находит наиболее действенные возможности передачи для своих учеников. Потому что только пройденный им самим путь один человек может помочь пройти другому.

И в этом отношении хорошо, когда разрыв между уровнями учеников и учителя не слишком велик, иначе мастерство учителя будет казаться недосягаемым, а учителю не хватит общего языка восприятия, чтобы передать свои навыки. Для продвижения в практике важно, чтобы учитель ещё мог не только вспомнить и понять ошибки и трудности своих учащихся, но и с интересом для себя находить для них "лекарства". Дело в том, что для преподавателя крайне важно делиться именно злободневными вопросами, искать на них ответ вместе с учениками. Большой разрыв в мастерстве может сказаться на методике и в итоге осложнить прохождение необходимых ступеней развития.

При подлинном интересе к практике с обеих сторон, это очень взаимовыгодный союз: наставник имеет все возможности помогать продвижению ученика, а тот своим ростом даëт дополнительный стимул для учителя углубляться в практике и продолжать развитие. В таком случае у наставника не будет желания "придержать" прогресс своих последователей, ведь если он продолжает расти, в том числе регулярно занимаясь со своими учителями, он сможет и дальше оставаться для них таким помощником в практике и "Путеводителем" для движения вперëд. В итоге эффективно, когда двигается вся система «ученик - учитель - Учитель учителя». Как говорил китайский мудрец и духовный учитель Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе».

Вот что пишет преподаватель тайцзицюань и цигун с более чем 10-летним стажем Яна Пенчковская:

"Мой учитель предоставляет возможность своим ученикам, с кем сложились те самые доверительные отношения, позаниматься со своими наставниками. То есть не только не препятствует такой возможности, но даже возил группу таких учеников в Китай к своим учителям, чтобы они тоже прикоснулись к тому, что вдохновляет его. И никому из нас - из этой группы - не пришло в голову после этого бросить заниматься с ним и начать ездить в Китай самим. Не только из-за уважения, но потому что видим, что наш наставник продолжает быть для нас помощником в нашем движении, поскольку сам продолжает движение вперёд, он учится - а это главное качество для учителя!

И другой пример на тему: на семинарах нередко бывает такая ситуация, когда заниматься приезжает инструктор и его постоянные ученики. То есть там они занимаются вместе, иногда даже в одной группе. Это не значит, что уровни их равны, но значит, что ученики уже доросли до восприятия принципов, которые там передаются и практикуются. И это не мешает им, вернувшись с семинара, продолжить заниматься у своего наставника. Ведь каждый вынесет с семинара только то, что может на своем уровне восприятия и инструктор вероятно увезет больше и сможет дальше этим делиться.

За практику преподавания у меня были ученики, которые со мной только начинали знакомиться с тайцзицюань и цигун, через несколько лет регулярных занятий начинали заниматься с моим учителем, ездить на семинары (и я рада была предоставить им возможность соприкоснуться с тем, кто помогает в продвижении мне), затем кто-то из них фактически становился моим "младшим братом по школе", а кто-то из них продолжает при этом заниматься и со мной, видимо находя в этом определенную пользу для себя."

Все эти примеры не столько как какой-то эталон для подражания, а скорее лишь как иллюстрация того, что в построении отношений Учитель-Ученик нет жестко прописанных схем, но (чтобы они были благоприятными для обеих сторон) в них важны определённые нравственные составляющие. Если эти нравственные составляющие отсутствуют, или не являются прочными, "идущими от сердца", то, рано, или поздно, система отношений обязательно даст трещину и развалится.

Продолжение следует

Все части статьи:

Вводная Часть "Учитель-Ученик. Грани и подводные камни"

Часть 1 "ГРАНИ УЧЕНИЧЕСТВА"

Часть 2 "ГРАНИ УЧИТЕЛЬСТВА"

Часть 3 "ПОДВОДНЫЕ КАМНИ УЧЕНИЧЕСТВА"

Часть 4 "Подводные камни наставника"