Найти тему
С Богом по жизни

КРЕЩЕНИЕ В БИБЛИИ

“И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28:18-20).

В Библии крещение так тесно связано с верой, что блага веры не мыслятся без крещения. По этой причине крещение нельзя отделить от веры - как и веру от крещения. И ведя речь о процессе становления христианином, нельзя обсуждать одно без другого, а о благословениях спасения нельзя говорить в связи только с крещением или только с верой. Внимательное изучение крещения с библейской точки зрения подтверждает важность крещения как тесно связанного с верой.

Несколько лет назад я общался с одной женщиной, у которой во время изучения Библии возникли вопросы. Она спросила о крещении, и я сказал ей, что нам нужно креститься для прощения грехов. Когда она выразила сомнение, я попросил ее прочесть Деян. 2:38. Женщина ответила, что в ее Библии этого стиха нет. Я взял ее Библию и открыл ее. Этого стиха, Деян. 2:38, действительно не было - она просто вырезала его из своей Библии!

Многие религиозные группы отрицают необходимость крещения для прощения грехов. Некоторые не крестят вообще. Хотя большинство протестантских групп и практикует крещение, они не считают его таким уж важным. Близкие к подобным группам могут даже не догадываться, что Библия так много говорит о крещении или что она придает крещению такое большое значение. Поэтому давайте первым делом рассмотрим употребление в Библии слов “креститься” и “крещение”. Какое значение придается этим словам в Писаниях?

Как часто говорит Библия о “крещении”

“Крещение” - не ветхозаветное понятие; Моисеев закон не учил крещению, и оно даже вообще в тот исторический период не упоминается. Учение о крещении мы встречаем только в Новом Завете. Бог знакомит людей с крещением через Иоанна, прозванного Крестителем.

Словами “крестить” и “крещение” переведены греческие слова баптидзо, что значит “погружать”, и баптисма, что значит “погружение”. Первое из них встречается семьдесят девять раз, а второе - двадцать два раза, что в общей сложности составляет 101 раз. Слово баптистес по отношению к Иоанну встречается четырнадцать раз и означает того, кто “погружает”.

Новый Завет говорит о крещении в семи разных контекстах:

1. Крещение Израиля в облаке и в море - всего один раз (1 Кор. 10:1, 2).

2. Крещение в огне (Мф. 3:11; Лк. 3:16) - два раза.

3. Крещение страданием, которое претерпел Иисус (Мк. 10:38, 39) - семь раз.

4. Крещение Святым Духом (Мф. 3:11) - шесть раз. (Это число можно свести к трем, если отбросить параллельные места в Евангелиях [Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33] и цитирование высказываний Иисуса [Деян. 1:5; 11:16]).

5. Водное крещение, осуществлявшееся Иоанном (Мк. 1:4, 5) - тридцать девять раз. Это число можно уменьшить до десяти, если отбросить повторы в параллельных местах Евангелий, а также шесть ссылок на крещение Иисуса Иоанном.

6. Водное крещение, которому учил Иисус во время Своего служения и которое осуществлялось Его учениками (Ин. 3:22, 26; 4:1, 2) - четыре раза. (Возможно, это крещение имело ту же цель, что и Иоанново [Мк. 1:4; Лк. 3:3], и производилось над желавшими стать учениками Иоанна или Иисуса).

7. Учение о водном крещении в связи с новым заветом (Мф. 28:19) - тридцать четыре раза.

Те, кто учит о “крещении Святого Духа” для всех христиан, возможно, удивятся, узнав, что в Библии такого понятия нет. Дух Святой в Библии никого не крестит, как не крестит никого и вода. Библия говорит, что крещение происходит “в Иордане”; (Мф. 3:6), “в воде” (Мф. 3:11) - и, дословно, “в Святом Духе” (Восстановительный Перевод, см. также греч. оригинал). Иоанн говорил, что крестить Святым Духом будет Иисус. Дух не крестил (осуществлял крещение Иисус), а был Тем, посредством кого (кем) - или в ком - крестились люди.

Частота употребления слов в сравнении

Следующий сравнительный анализ слов основан на том, как эти слова употреблены в оригинальном греческом тексте Нового Завета.

То, что слова “крестить” и “крещение” в значении водного крещения употреблены в Новом Завете 77 раз, указывает на его важность. Однако сама по себе частота употребления не обязательно говорит о том, что крещение как-то связано с нашими взаимоотношениями с Богом. Она просто указывает на важность проблемы, и больше ничего. Зато очень большое значение имеет тот факт, что ни в одном из случаев, когда речь идет о крещении, не говорится о том, что крестились уже спасенные люди. Такие понятия, как “прощение грехов” и “спасенный”, всегда появляются после - и никогда до - крещения (Мк. 1:4; 16:16; Лк. 3:3; Деян. 2:38; 22:16; Кол. 2:12, 13; 1 Пет. 3:21).

“Исповедать” (греч. хомологео) встречается двадцать шесть раз, “исповедание” (греч. хомологиа) - шесть. Не менее семи раз эти слова в той или иной форме употребляются в значении исповедания с целью исправления своих отношений с Богом.

“Покаяться” (греч. метаноео) встречается тридцать четыре раза, “покаяние” (греч. метанойа) - двадцать два. Девять раз эти слова в той или иной форме употребляются по отношению к иудеям, жившим при старом законе, семь раз - как требование для Иоаннова крещения, четыре раза - как необходимое действие вследствие того, что приблизилось царство, пятнадцать раз - в качестве шага для уже ставших христианами, чтобы исправить свои взаимоотношения с Богом, и двадцать один раз - в качестве отклика со стороны погибших (нехристиан).

“Веровать” (греч. пистъюо) встречается 240 раз, “вера” (греч. пистис) - 243 раза. Это ключевые слова Библии: христианство зиждется на вере в Бога, Иисуса, Божьи деяния и Его Слово. Разницы в значении между словами “[у]веровать” (греч. пистъюо) и “вера” (греч. пистис) нет, кроме той, что одно из них - глагол, указывающий на действие, а другое - существительное, указывающее на то, что переполняет сердце верующего.

Частота употребления слов по темам

Слово “[у]веровать” вместе с другими библейскими понятиями встречается следующее число раз: в связи со спасением - шесть раз, в связи с вечной жизнью - семь раз, в связи с рождением свыше - дважды, в связи с обретением праведности - трижды, в связи с оправданием - один раз и в связи с прощением грехов - один раз.

“Вера” в связи с другими понятиями упоминается следующее число раз: с праведностью - семь раз, с оправданием - восемь раз, со спасением - дважды и с прощением - один раз.

Почти все верующие в Иисуса согласны с тем, что в качестве условия спасения и прощения грехов Бог требует веры в Иисуса, покаяния и исповедания. Свое признание того, что вера, покаяние и исповедание являются требованиями, они основывают на частоте упоминания их в Библии в связи с получением этих благословений. Однако многие не осознают, что прощение и спасение нехристиан связывается в Библии с крещением гораздо чаще, чем с покаянием и исповеданием, - почти так же часто, как со словами “[у]веровать” или “вера”.

Слово “исповедовать” употребляется только дважды, причем оба раза в качестве обязательного условия спасения нехристиан:

«Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению» (Рим. 10:9, 10).

“Доброе исповедание” Тимофея, вероятней всего, означает то исповедание, которое он произнес, когда стал христианином (1 Тим. 6:12). Желавшие креститься Иоанновым крещением приходили и исповедовали свои грехи (Мф. 3:6; Мк. 1:5). Иисус говорил, что исповедает перед Отцом тех, кто исповедает Его перед людьми (Мф. 10:32; Лк. 12:8). Возможно, Он имел в виду то изначальное исповедание, которое человек произносит, становясь христианином, но сюда можно также отнести и исповедание веры в Иисуса перед лицом гонений. Апостол Иоанн упоминал исповедание грехов христианами как условие их прощения (1 Ин. 1:9).

После того как смертью Иисуса был освящен новый завет, мы трижды встречаем “покаяние” в качестве требования к прощению:

«И [Иисус] сказал им: так написано, и так надлежало... проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:46, 47).
«Петр же сказал [иудеям]: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).
«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши...» (Деян. 3:19).

О покаянии никогда не говорится в связи с рождением свыше, спасением, оправданием и праведностью. Его требовал Иоанн (Мф. 3:8; Лк. 3:8) в связи с крещением и иногда - для прощения грехов (Мф. 3:11; Мк. 1:4; Лк. 3:3; Деян. 13:24; 19:4). И Иоанн, и Иисус проповедовали покаяние, потому что приблизилось царство Божье (Мф. 3:2; 4:17; Мк. 1:15). Покаяние проповедовали апостолы, когда впервые были посланы Иисусом (Мк. 6:12). Иисус говорил, что Он пришел, чтобы призвать грешников к покаянию (Лк. 5:32), и что небеса радуются о кающихся грешниках (Лк. 15:7). К покаянию призывал людей Павел (Деян. 17:30; 20:21; 26:20). О покаянии говорится как о том, чего хотел Бог (Деян. 5:31; 11:18; Рим. 2:4; Евр. 6:1; 2 Пет. 3:9) от живущих по новому завету. Покаяние также упоминается как требование к тем, кто уже стал христианами (Лк. 17:4; Деян. 8:22; 2 Кор. 7:9, 10; Евр. 6:6; Отк. 2:5, 16, 21, 22; 3:3, 19).

Иисус дважды говорил, что для своего спасения мы должны верить в Слово, в евангелие (Лк. 8:12; Мк. 16:16). В четырех случаях мы видим, как Павел учит, что для своего спасения мы должны уверовать (Деян. 16:31; Рим. 1:16; 10:9; 1 Кор. 1:21). В двух отрывках вера упоминается в связи с рождением свыше (Ин. 1:12, 13; 1 Ин. 5:1). В связи с вечной жизнью вера упоминается семь раз (Ин. 3:15, 16, 36; 6:47; 11:26; 20:31; 1 Тим. 1:16). Один раз слово “верующий” употребляется в высказывании о том, что необходимо для прощения грехов (Деян. 10:43), и четыре раза - в связи с дикайос (или его производными), что переводится как “оправдывается” и “праведность” (Деян. 13:39; Рим. 10:4, 10; Гал. 2:16).

Дважды говорится о необходимости веры для спасения (Еф. 2:8; 1 Пет. 1:9), и один раз мы читаем об очищении сердца (Деян. 15:9). Праведность и оправдание (от греческого дикайос или его производных) увязываются с верой пятнадцать раз (Рим. 3:22, 26, 28, 30; 4:5, 13-16; 5:1; 9:30; Гал. 2:16; 3:8, 24; Фил. 3:9; Евр. 11:7; Иак. 2:24) и трижды появляются в Новом Завете при цитировании Авв. 2:4.

Крещение связывается со спасением в двух местах (Мк. 16:16; 1 Пет. 3:21), с прощением и очищением от грехов - в трех (Деян. 2:38; 22:16; Кол. 2:12, 13; см. также Еф. 5:26), с новой жизнью - в двух (Рим. 6:4; Кол. 2:12, 13). Кроме того, в связи с рождением свыше Иисус упоминал воду, что является косвенным указанием на крещение (Ин. 3:3-5; см. также Тит. 3:5).

Совершенно ясно, что крещение упоминается в связи со спасением, прощением и новой жизнью так же часто (или даже чаще), как исповедание и покаяние. Поэтому те, кто считает исповедание и покаяние важными для спасения, должны и крещение рассматривать как необходимое условие спасения. Разные формы слова “крестить” более часто связываются с прощением и новой жизнью, чем “уверовать” и “вера”. Частота употребления слов в сочетании друг с другом

Необходимые ответные действия желающего получить спасение встречаются в Библии в различных сочетаниях друг с другом. В одном случае “исповедание” употребляется в связи с Иоанновым “крещением” (Мк. 1:5). Павел дважды употребляет “исповедовать” вместе с “веровать” (Рим. 10:9, 10). Об исповедании вместе с новозаветным крещением идет речь в эпизоде с Филиппом и евнухом, хотя не исключено, что эта фраза не имеет подтверждения в надежных источниках (Деян. 8:37). Рядом с покаянием “исповедание” не встречается.

“Покайтесь” и “веруйте” встречаются вместе один раз (Мк. 1:15), “покаяние” вместе с “верой” - тоже один раз (Деян. 20:21), вместе с Иоанновым “крещением” - четырежды (Мк. 1:4; Лк. 3:3; Деян. 13:24; 19:4) и вместе с новозаветным крещением - один раз (Деян. 2:38).

Слово “веровать” встречается один раз в связи с Иоанновым “крещением”, в Деян. 19:4, где говорится о скором приходе Христа. Кроме того, оно четыре раза появляется в прямых высказываниях о новозаветном крещении (Мк. 16:16; Деян. 8:12, 13; 18:8). (Дважды оно подразумевается [Деян. 2:38, 44; 16:33, 34]). Отмечают еще один случай (Деян. 8:37), но без надежной опоры на рукописные источники. “Вера” дважды встречается вместе с крещением (Гал. 3:26, 27; Кол. 2:12).

При сравнении упомянутых выше библейских терминов обнаруживается, что “[уверовать” и “вера” наиболее часто употребляются вместе с крещением и менее часто - с покаянием и исповеданием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не только слово “крещение” часто встречается в Новом Завете, но и само понятие крещения исходит от Бога и является учением Иисуса.

Можно сделать единственно верный вывод о том, что крещение - далеко не второстепенная тема Нового Завета. Оно упоминается чаще других требований, которые обычно признаются важными. Даже неглубокое изучение Нового Завета свидетельствует о том, что крещение является учением Иисуса, неоднократно повторяющимся в Писаниях.

Вечеря / Причастие | С Богом по жизни | Дзен