Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Слэшер, сплэттер и паранормал. Основные жанры фильмов ужасов

Деление на жанры и поджанры является, конечно, весьма условным - порой фильм ужасов предлагает недурную драматическую канву, а драма оказывается столь невыносимо тяжелой, что её впору записывать в фильмы ужасов. С поджанрами всё ещё сложнее - найти фильм ужасов, принадлежащий строго к одному субжанру практически невозможно, и это скорее хорошо - именно на стыке рождается нечто оригинальное и свежее. Тем не менее, предлагаю пройтись по самым распространенным поджанрам, которые порой являются ориентиром для решения смотреть картину или нет.

Психологический хоррор

В фильмах этого жанра, как правило, преобладает акцент на внутренних ментальных искажениях протагониста или на его переживаниях - это может быть психическое расстройство главного героя, ПТСР, или иные внутренние переживания, которые приводят к неверному восприятию происходящего, искажениям внешнего мира или необдуманным поступкам под действием внутреннего давления, которые, в свою очередь приводят к ужасным последствиям. Также к жанру психологического хоррора относятся фильмы с психически нездоровым антагонистом, но упор делается не на его ужасающих преступлениях, а на попытках понять логику и победить врага. В качестве основных примеров можно привести "Ребенка Розмари", "Сияние", "Психо", "Молчание ягнят", "Жильца", "Мизери". Сейчас психологический хоррор однозначно правит бал - темы кармы, травматического и других психических расстройств вкупе с темами восприятий и искажений становятся центровыми темами чаще всего, или вплетаются в качестве бэкграунда в фильмы других поджанров. Из недавнего - "Прочь", "Солнцестояние", "Реинкарнация", "Цензор".

Слэшер

Наверное, самый понятный жанр хоррор-кино, захвативший экраны - как большие, так и маленькие - на десятилетия с конца 70х. Понятным слэшер является из-за своей незатейливости - есть главный антагонист, будь он человеком или монстром, который преследует группу героев в небольшом студенческом лагере у озера, в кампусе или на улице Вязов, поочередно расправляясь с несчастными способами разной изобретательности, и есть протагонист, который так или иначе должен выжить (так называемая "последняя девушка"). Подобная структура фильма ужасов является классической и воспринимается некоторыми ортодоксальными фанатами хоррора как единственно верная. Наверное, не сложно догадаться, что три столпа жанра - "Хэллоуин", "Кошмар на улице Вязов" и "Пятница, 13е". Занятно, что если два первых сняты на стыке слэшера и мистики, то "Пятница, 13е" тяготеет к жанру психологического хоррора из-за явного паса Хичкоковскому хиту, то же можно сказать и о более позднем "Крике".

Сплэттер

poster to "Hostel"/2005/Eli Roth/fullmoviesf.com
poster to "Hostel"/2005/Eli Roth/fullmoviesf.com

Название "сплэттер" образовано от слова "разбрызгивать", и прямо связано с количеством бутафорской крови, которая килолитрами затрачивается при производстве фильмов данной категории. Другое название этого жанра - "gore", что переводится, как "запекшаяся кровь", и оба эти названия делают всю работу по объяснению - фильмы этого жанра изобилуют жестокими кровавыми супернатуралистичными сценами. Если в фильмах других жанров сцена убийства может остаться за кадром или ограничиться общим планом (или, как это бывает с слэшере бутафория выглядит нереалистично), то сплэттер делает акцент именно на реалистичности ужасных событий - камера задерживается на физиологических подробностях, для жанра характерны крупные планы и изощренная работы декораторов и гримеров. Типичными примерами являются "Техасская резня бензопилой. Начало", "Зловещие мертвецы", "Хостелы", и, конечно, "Пила". Зачастую фильмы этого жанра построены аналогично слешерам, но помимо излишней реалистичности и жестокости, в финалах сплэттеров порой никто не выживает.

Боди хоррор

shot from "Videodrome"/1983/David Cronenberg/cinetexts.ru
shot from "Videodrome"/1983/David Cronenberg/cinetexts.ru

Этот жанр - явный сиблинг, как это принято сейчас говорить, сплэттера, но у боди хоррора есть существенные отличия. Как и сплэттер, боди хоррор играет на ваших нервах не далекими пасами, а прямым грубым воздействием - ужасающие кадры, крупные планы, невероятная работы мастеров по гриму, которые здесь являются важнейшими кадрами на площадке. Но если сплэттер зачастую связан с "пыточной" составляющей, то боди хоррор акцентируется на гротескном изображении изменений человеческого тела под тем или иным воздействием - будь то мутации, вирусы, укусы зомби или экзорцизм. Пионером жанра считается Дэвид Кроненберг, а главными примерами - его "Муха" и "Видеодром", "Нечто" Карпентера, "Слизняк", и, конечно, "Восставший из ада" Баркера, который некоторые относят к сплэттеру, а ещё он явно не лишён мистической и психологической компонент. Из более свежего кино - "Глаза звезды", "Сырое" Дюкурно, "Зараженный".

Монстр хоррор

short from "Frankenstein"/1931/James Whale/coolwallpapers.me
short from "Frankenstein"/1931/James Whale/coolwallpapers.me

Фильмы этого жанра берут за центр повествования антагонистов, а не протагонистов, что, уже само по себе, является весьма интересным структурным твистом. Монстр может осознавать себя, как в "Франкенштейне", но лирическая тема отнюдь не обязательна - просто чудовище само по себе вызывает куда больше интереса, как феномен, чем люди, разыгрывающие стандартные сюжетные клише. На таком приёме, помимо уже упомянутого "Франкенштейна" сняты "Годзилла", "Дракула", "Мумия", "Носферату" и "Челюсти". Кто-то причисляет к этому поджанру и "Чужого", и весьма не напрасно - именно изучение строения, характера и повадок ксеноморфа является основной темой фильма, и именно это дает ключи к победе над Чужим. По тому же принципу к этому жанру можно условно причислить "Нечто" и тот же "Кошмар на улице Вязов" и "Хэллоуин" (монстр тут невероятно важен, так?). В последнее время новым монстров почти не выдумывают, так что в наличии лишь бесчисленные ремейки "Годзиллы" и вариация на тему "Франкенштейна" под названием "Развращенный" (опять же на стыке с боди-хоррором).

Найденная пленка

shot from "The Visit"/2015/M. Night Shyamalan/moviescreenshots.blogspot.com
shot from "The Visit"/2015/M. Night Shyamalan/moviescreenshots.blogspot.com

Чем дальше в лес, тем больше поводов задуматься о переоцененности "Ведьмы из Блэр" - этот фильм при всех своих очевидных плюсах не изобрел не только мокьюментари, но и не был первым в поджанре "найденная пленка", до него были "Легенда Богги Крик", "Человек кусает собаку" и "Последняя трансляция". Тем не менее, именно "Ведьма из Блэр" появилась в нужное время в нужном месте, став кассовым феноменом и породив целый сонм подражателей. Фильма этого жанра маскируются под документальное кино, и чем более реалистичной выходит маскировка, чем больше всё походит на любительскую запись с камеры, тем больше зритель верит в реальность происходящего - в случае с "Ведьмой из Блэр" всё было выверено и потому сработало на десять из десяти. Атрибуты жанра - низкое качество съемки, трясущаяся камера, обыгрывание накамерного света и севших аккумуляторов, симуляция интервью и так далее. Помимо уже названных фильмов, примеры - "Монстро", "Париж. Город мертвых" и "Визит" Шьямалана.

Комедия ужасов

shot from "Extra Ordinary"/2019/mike Ahern, Enda Loughman/kinopoisk.ru
shot from "Extra Ordinary"/2019/mike Ahern, Enda Loughman/kinopoisk.ru

Поразительное свойство психики заключается в том, что всё решает отношение к тем или иным вещам. Комедия в жанре хоррор пользуется этим, так же как и комедия, как жанр, вообще. Казалось бы - над чем тут можно смеяться, но именно юмор заставляет по другому взглянуть на вещи, переосмыслить многое. В случае комедийных хорроров переосмыслению, как правило, подвергаются классические тропы, приёмы и клише, а вернее сказать, они подвергаются жёсткому стёбу - подобные фильмы высмеивают очевидные просчёты сценарных ходов и проседания в поведении персонажей, кочующие из одного фильма ужасов в другой. Гротескные персонажи, обилие отсылок и сочные диалоги отличают качественных представителей этого жанра, среди которых "Убойные каникулы", "Зомби по имени Шон", "Хижина в лесу" и "Сверхънеестественное".

Паранормальный хоррор

shot from "The Conjuring"/2013/James Wan/turkcefilmindir.com
shot from "The Conjuring"/2013/James Wan/turkcefilmindir.com

Этот жанр, пожалуй, является самым частым парным поджанром для описания фильма ужасов - как ни крути, большая часть хорроров держится на допущении существования неких потусторонних сил. Конечно, самые распространенные темы фильмов этого поджанра - призраки, полтергейст и прочие сверхъестественные явления. Кроме того, к этому жанру относятся фильмы о демонах, одержимости и экзорцизме. На экране, как правило, появляются летающие чайники, скрипящие двери, светящиеся глаза и жуткие голоса из безобидного шкафа. Самые яркие представители - "Экзорцист", "Омен", "Полтергейст", из более современных - "Заклятие", "Паранормальное явление" и "Астрал".

Ещё в Телеужин:

Наши за рубежом - отечественные фильмы ужасов, которые советуют к просмотру заграничные издания

Свежее в меню - три хоррор-хита в новом выпуске "Свежевыжатых"

Итоги полугодия - лучшие фильмы ужасов первой половины 2021

Три остросюжетных триллера с закрученным сюжетом в новом выпуске "Три пропущенных"

Инфлюенсеры - 13 самых влиятельных хорроров в истории