Найти тему
Oleg Kaczmarski

80-е как КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ в восприятии URIAH HEEP

Новый Хип в виде Абоминога и Хэд феста всегда были и остаются камнем преткновения в лагере поклонников Хип. Ортодоксы никогда не воспримут Хип без Хенсли и Байрона, ну разве что, скрипя зубами, троекнижие с Лотоном. Спорить с ними, доказывая, что и по ту сторону экватора есть жизнь – занятие бессмысленное.

Говорят, что это другая группа. Конечно, другая. Всё течёт, всё изменяется, невозможно устоять на одном месте.

Но парадокс в том, что также верно и утверждение, что это всё та же группа, всё тот же Хип, просто с другими лицами. Как футбольная команда, где постоянно меняются игроки, как коммерческая фирма с её брендом, в конце концов, как сам человек. В детстве он один, в молодости другой, в зрелые годы и старости – третий. Причём с возрастом у него могут меняться не только взгляды на жизнь, но и сам характер, он может напрочь избавляться от того, что, казалось бы, составляло сущность его натуры. Но тем не менее это один и тот же человек. Хотя и другой.

Вот это и есть роль Хенсли в Хип. Казалось бы, что он и является сутью натуры Хип. Но он ушёл, а Хип остался.

Не знаю, но, по-моему, в альбомах Хип 80-х Abominog и Head First есть всё, чего может только душа желать. И мелодика, и ритмика, и тяжесть, и аранжировки, и инструментовки, и певец хороший. Да, не Байрон, но такой как Байрон может быть только один, это уникум. Но и Голби не лыком шит, и оба альбома начала 80-х под настроение всегда идут на ура.

Проще всего сказать, что это уже не тот Хип, что этим альбомам далеко до шедевров эпохи Хенсли-Байрона. Я и сам до недавнего времени так считал. Уже не считаю. Единственное, чем этот период уступает классическому, так это своей непродолжительностью, всего два классных альбома, а третий… Но о нём скажем позже.

Тут прежде всего необходима поправка на время. Завершился этап не только в истории группы, завершилась целая эпоха. Нужно уяснить тот факт, что из прежнего содружества музыкантов больше ничего бы не получилось. По той простой причине, что в прежнем составе они сделали всё что могли. Хип и Хенсли больше не могли сосуществовать как одно целое. По всей видимости, как и содружество Хип-Байрон – чем и объясняется его отказ вернуться.

Нужно было создавать заново, с нуля. Это была новая вода, второе рождение. И лично для меня второе рождение Хип гораздо предпочтительнее, чем переход в новую эпоху, чем новое лицо таких рок-корифеев как Genesis, Yes или Queen. Хотя у тех эта перелицовка в коммерческом плане оказалась гораздо более успешной не только чем у Хип, но и чем у самих себя классического периода. Под конец 80-х эти группы обрели статус стадионных, а как по мне, это называется одним словом – опопсение.

Но Хип с установкой Мика Бокса на бескомпромиссный хард-рок просто по природе своей не могли органично войти в мягкое поп-пространство. Хотя попытка в этом направлении была и она связана с альбомами Equator и Raging Silence. Это была попытка вписаться в то направление, которое ассоциируется с именно тогда стартовавшей американской группой Bon Jovi.

Чем Экватор кардинально отличается от двух своих предшественников, так это саундом. Продюсер решил подогнать их под модное тогда поп-металлическое звучание. В результате получилось ни то, ни сё.

Взять «Lost One Love» – вполне приличная баллада, то есть изначальный материал вполне на уровне. Но звучание! Оно совершенно безлико – и не только банально звучащие клавиши Синклера, но даже и соло Бокса – а его гитара всегда выразительна – звучит здесь как у кого угодно. То есть никак.

То же самое «Holding On» – при хорошей аранжировке и правильно выбранном – то есть органичном для Хип саунде – из этой вещи можно было сделать конфетку. Ещё один несостоявшийся шедевр – «Poor Little Rich Girl» – красивая мелодия, бледная аранжировка (ну разве что Синклер в главном проигрыше на органе постарался, но и этот орган можно было записать гораздо мощнее).

А дальше следует, на первый взгляд, откровенный проходняк – «Skools Burnin’». Но и здесь изначальная задумка вовсе не убитая. Это такой себе мажорно-разболтанный забойно-роковый номер – такие и при Байроне были. Но тогда любая вещь, даже при невнятном мелодико-ритмическом рисунке полностью вытягивалась за счёт красивой аранжировки, хорошо продуманной и исполненной инструментовкой – как на альбоме High and Mighty. Здесь же продюсер и инженер Тони Плэтт сварил из инструментальных партий какую-то кашу, задвинув всё куда-то на задний план. Ну и результат – в плане восприятия – соответственный.

Лишь два завершающих боевика – «Heartache City» и «Night of the Wolf» – в какой-то мере спасают альбом. Но если внимательно вслушиваться, отделять зёрна от плевел, то немудрено прийти к выводу, что это мог быть не просто приличный, но весьма сильный альбом. Увы – в реальности он остался недоделанным полуфабрикатом.

Таким образом, эпоха Пита Голби оказалась смазанной, и каждый желающий болван может кинуть камень в огород Хип 80-х, повторяя как попка, что это мол совсем не то, что было раньше. Однако если с чем-то и кем-то стоит их сравнивать, так это не с предыдущей их инкарнацией, а с группой Blackfoot, в которую в то же самое время влился Кен Хенсли.