33,1K подписчиков

Какими будут школы будущего?

152 прочитали

Стремительное развитие новых технологий ежедневно меняет мир, но школы остались такими же, как и 75 лет назад: учитель стоит перед классом и читает лекции. При этом в экономиках будущего появляется запрос на выпускников нового типа, более подготовленных к жизни. Разбираемся в том, как будет трансформироваться школьное обучение.

Фото: Lagos Techie / Unsplash
Фото: Lagos Techie / Unsplash

Восемь новых показателей

Эксперты Всемирного экономического форума в январе 2020 года составили список аспектов, определяющих школу будущего. По их мнению, набор этих характеристик способствует высококачественному образованию, которое, в свою очередь, ведет к четвертой промышленной революции.

Граждане мира. В этот параметр входит контент, который направлен на выработку осознанности о Земле, устойчивом развитии и подразумевает более активное участие в глобальных проектах.

Креатив и инновации. Контент этого разряда развивает способности, необходимые для создания и применения инноваций. К ним относятся умение создавать что-то новое, решать сложные задачи, обращаться к аналитическому мышлению и системному анализу.

Технологические навыки. Учебные программы должны основываться на развитии цифровых способностей: программирования, ответственного подхода к интернету и использованию новых технологий в целом.

Межличностные навыки. Этот аспект развивает эмоциональный интеллект: эмпатию, способность работать с другими, а также лидерские качества, социальную осведомленность и умение вести переговоры.

Персонализированное обучение, направленное на развитие индивидуальности. Это предполагает переход от стандартизированной системы к той, в которой учитываются разнообразные нужды каждого ученика. Она должна быть достаточно гибкой, чтобы каждый из школьников мог развиваться в своем темпе.

Доступность и инклюзивность. Здесь необходим переход от системы, где учиться могут только те, у кого есть доступ к зданиям школы, к системе, где образование получает каждый, независимо от своего местонахождения и личных особенностей.

Обучение, направленное на совместную работу. Школьники должны уметь вместе решать задачи, а помогать им в этом должны старшие ученики.

Век живи — век учись. Это подразумевает переход от системы, в которой интенсивность обучения снижается по ходу жизни, к той, где все постоянно улучшают существующие навыки и приобретают новые, основанные на личных потребностях.

Многие школы по всему миру уже начали двигаться в сторону этих новых важных приоритетов. Вот несколько примеров.

Фото: Kelly Sikkema / Unsplash
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

Граждане мира

Балийская школа «Green School» была открыта в 2008 году. Сейчас в ней учится более 800 человек. Положительное отношение к устойчивому развитию формируют даже стены между классами, которых в Green School нет, а остальные части здания полностью созданы из бамбука. Перевозит учеников от дома до школы и обратно BioBus. Автобус был создан в Green School, он работает на растительном масле, за счет чего более четырех тонн выхлопных газов ежегодно не попадают в атмосферу.

Школьники в Green School работают на природе, взаимодействуя с реальным миром. Например, в рамках занятий математикой в средней школе они построили функционирующий мост через индонезийскую реку Аюнг. А ученики старших классов разработали и построили новые солнечные батареи и гидроэнергетическую систему для школы. Проект осуществлялся совместно со студентами Кельнского университета. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что такая модель значительно снизила стресс, повысила самооценку и мотивацию у учеников. Кроме того, GreenSchool повлияла на другие школы в округе, которые начали посвящать больше времени экологии и устойчивому развитию.

Креатив и инновации

Канадская программа «The Knowledge Society» (TKS) — курс для школьников 13-18 лет, который основывается на развитии технологических и деловых навыков. Здесь ученики получают образование, близкое к обучению в крупнейших компаниях. Они работают с передовыми технологиями: от блокчейна до искусственного интеллекта. TKS длится три года. Первый год посвящен формированию базовых навыков. В течение этого периода школьники исследуют более 40 различных технологий и выбирают самые приглянувшиеся. На втором курсе они сосредотачиваются на выбранных предметах и развивают свои навыки в их рамках. В течение третьего года ученики создают свои технологические компании. Кроме того, они оттачивают soft skills для того, чтобы максимально выгодно рассказывать о своих проектах инвесторам.

Результаты показательны: проект одного школьника по улучшению работы с генами был приобретен блокчейн-стартапом, а другой ученик TKS создал компанию, использующую машинное обучение для улучшения вакцин. Несмотря на то, что стажировки в рамках программы не гарантируются, после окончания TKS все выпускники получают возможность поработать в крупных американских компаниях: Microsoft, IBM, Deloitte и т.д.

О мировых школах, подходящих под следующие три параметра обучения будущего, РБК Тренды расскажут позже.

Автор: Семен Башкиров

Читайте также:

Школьные отличники работают на троечников. Популярный миф или чистая правда?

Одних бьют, другие учатся неделю: абсурдные школьные практики вчера и сегодня

Ваши внуки не будут изучать эти предметы в школе

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!