Стремительное развитие новых технологий ежедневно меняет мир, но школы остались такими же, как и 75 лет назад: учитель стоит перед классом и читает лекции. При этом в экономиках будущего появляется запрос на выпускников нового типа, более подготовленных к жизни. Разбираемся в том, как будет трансформироваться школьное обучение.
Восемь новых показателей
Эксперты Всемирного экономического форума в январе 2020 года составили список аспектов, определяющих школу будущего. По их мнению, набор этих характеристик способствует высококачественному образованию, которое, в свою очередь, ведет к четвертой промышленной революции.
Граждане мира. В этот параметр входит контент, который направлен на выработку осознанности о Земле, устойчивом развитии и подразумевает более активное участие в глобальных проектах.
Креатив и инновации. Контент этого разряда развивает способности, необходимые для создания и применения инноваций. К ним относятся умение создавать что-то новое, решать сложные задачи, обращаться к аналитическому мышлению и системному анализу.
Технологические навыки. Учебные программы должны основываться на развитии цифровых способностей: программирования, ответственного подхода к интернету и использованию новых технологий в целом.
Межличностные навыки. Этот аспект развивает эмоциональный интеллект: эмпатию, способность работать с другими, а также лидерские качества, социальную осведомленность и умение вести переговоры.
Персонализированное обучение, направленное на развитие индивидуальности. Это предполагает переход от стандартизированной системы к той, в которой учитываются разнообразные нужды каждого ученика. Она должна быть достаточно гибкой, чтобы каждый из школьников мог развиваться в своем темпе.
Доступность и инклюзивность. Здесь необходим переход от системы, где учиться могут только те, у кого есть доступ к зданиям школы, к системе, где образование получает каждый, независимо от своего местонахождения и личных особенностей.
Обучение, направленное на совместную работу. Школьники должны уметь вместе решать задачи, а помогать им в этом должны старшие ученики.
Век живи — век учись. Это подразумевает переход от системы, в которой интенсивность обучения снижается по ходу жизни, к той, где все постоянно улучшают существующие навыки и приобретают новые, основанные на личных потребностях.
Многие школы по всему миру уже начали двигаться в сторону этих новых важных приоритетов. Вот несколько примеров.
Граждане мира
Балийская школа «Green School» была открыта в 2008 году. Сейчас в ней учится более 800 человек. Положительное отношение к устойчивому развитию формируют даже стены между классами, которых в Green School нет, а остальные части здания полностью созданы из бамбука. Перевозит учеников от дома до школы и обратно BioBus. Автобус был создан в Green School, он работает на растительном масле, за счет чего более четырех тонн выхлопных газов ежегодно не попадают в атмосферу.
Школьники в Green School работают на природе, взаимодействуя с реальным миром. Например, в рамках занятий математикой в средней школе они построили функционирующий мост через индонезийскую реку Аюнг. А ученики старших классов разработали и построили новые солнечные батареи и гидроэнергетическую систему для школы. Проект осуществлялся совместно со студентами Кельнского университета. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что такая модель значительно снизила стресс, повысила самооценку и мотивацию у учеников. Кроме того, GreenSchool повлияла на другие школы в округе, которые начали посвящать больше времени экологии и устойчивому развитию.
Креатив и инновации
Канадская программа «The Knowledge Society» (TKS) — курс для школьников 13-18 лет, который основывается на развитии технологических и деловых навыков. Здесь ученики получают образование, близкое к обучению в крупнейших компаниях. Они работают с передовыми технологиями: от блокчейна до искусственного интеллекта. TKS длится три года. Первый год посвящен формированию базовых навыков. В течение этого периода школьники исследуют более 40 различных технологий и выбирают самые приглянувшиеся. На втором курсе они сосредотачиваются на выбранных предметах и развивают свои навыки в их рамках. В течение третьего года ученики создают свои технологические компании. Кроме того, они оттачивают soft skills для того, чтобы максимально выгодно рассказывать о своих проектах инвесторам.
Результаты показательны: проект одного школьника по улучшению работы с генами был приобретен блокчейн-стартапом, а другой ученик TKS создал компанию, использующую машинное обучение для улучшения вакцин. Несмотря на то, что стажировки в рамках программы не гарантируются, после окончания TKS все выпускники получают возможность поработать в крупных американских компаниях: Microsoft, IBM, Deloitte и т.д.
О мировых школах, подходящих под следующие три параметра обучения будущего, РБК Тренды расскажут позже.
Автор: Семен Башкиров
Читайте также:
Школьные отличники работают на троечников. Популярный миф или чистая правда?
Одних бьют, другие учатся неделю: абсурдные школьные практики вчера и сегодня
Ваши внуки не будут изучать эти предметы в школе