В XVII веке в охоте на ведьм участвовали с одинаковым азартом и католики, и протестанты. Дело здесь было не в тонкостях доктрины веры, а скорее в силе центральной власти и политической обстановке внутри страны. В государствах с сильной центральной властью и относительно стабильным режимом такая народная инициатива была ни к чему. Там охоту на ведьм не поощряли, а порой и пресекали.
В Испании инквизиция разбиралась с наследием Реконкисты. Светские и духовные власти системно преследовали скрытых мусульман и иудеев, которые приняли крещение для виду, а в тайне соблюдали свои обряды. Это не менее отвратительное и мерзкое явление, чем охота на ведьм. Однако, в чём не повинны, в том не повинны.
Во Франции власти разбирались с гугенотами -- протестантами кальвинистского толка. А до ведьм им дела не было.
Другая ситуация сложилась в Германских землях, где суды над волшебниками приобрели массовый характер. Нет ни сильной центральной власти, ни элементарного мира. Пик охоты на ведьм приходится на Тридцатилетнюю войну. Враждующие стороны охотно обвиняли своих противников в колдовстве и сатанизме, потому что война была религиозной и, отчасти, гражданской. А чем хороша гражданская война для негодяев? Можно безнаказанно сводить личные счёты и ловить рыбку в мутной воде. В Англии тоже была гражданская война.
Самым результативным охотником на ведьм за всю историю Англии был Мэтью Хопкинс. Он орудовал на территориях подконтрольных Парламенту в период Английской гражданской войны. За 14 месяцев его команда довела до смертного приговора более 200 человек. Для сравнения -- за 300 лет в Британии по обвинению в колдовстве казнили около 500.
Сам Мэтью происходил из семьи пуританского пастора. На наследство приобрёл постоялый двор, однако мирного кабатчика из него не получилось. В 1645 году он впервые выступает свидетелем обвинения в деле о колдовстве -- якобы случайно подслушал разговор нескольких женщин об их шашнях с дьяволом. Четверо обвиняемых погибли во время следствия, а девятнадцать повесили.
Мэтью на тот момент было что-то около 25 лет и он быстро смекнул, как на этом заработать. Он заручается охранными письмами в Парламенте (идёт гражданская война) и объявляет себя главным охотником на ведьм в королевстве. Бумаги от Парламента есть -- в провинции ему верят.
Главная его функция даже не охота как таковая, но экспертная оценка -- он утверждал, что может определить, кто является ведьмой, а кто нет. В период смуты желающих свести счёты с врагами хватало. Хватало и фанатиков, которые подозревали соседей в колдовстве. За каждое разоблачение Мэтью получал премию от обвинителей.
Хопкинс со товарищи начал колесить по восточным графствам по заказам городских магистратов и физических лиц. Тут стоит сказать пару слов об особенностях английского права. Охотники на ведьм должны были получить признание от обвиняемого в сделке с Сатаной. Ибо намерения не карались, важны были сами поступки. Вот сделка являлась поступком. Поскольку дьявола в суд вызвать было нельзя, показания на себя должен был дать сам колдун. Кроме того, нужны были и материальные улики. Пытки в Англии были запрещены.
Именно это и определило методы работы Мэтью Хопкинса. Для получения признания он лишал заключённых сна и еды. Так ломали волю и добивались признания. С уликами дело обстояло сложнее. Как правило, искали "ведьмину метку", откуда фамильяр ведьмы пил кровь. Если не находили интересного шрама, родинки или бородавки, которую можно было выдать за печать дьявола, то колдунов кололи иглами и ножами. Искали места, где при уколах не идёт кровь и не чувствуется боль. Для этого Хопкинс возил с собой целую бригаду женщин.
По мнению историков, во время испытания использовали бутафорские или тупые инструменты: нет крови -- ВЕДЬМА!!
Существовал ещё один метод проверки. Так сказать "детектор лжи" XVII века. На него обвиняемый должен был согласится добровольно. Его привязывали к стулу и бросали в реку. Выплыл -- вода не приняла, значит, в сговоре с Врагом рода человеческого. Не выплыл, то даже могли успеть спасти. Люди соглашались, порой это был единственный шанс спастись.
Команда Хопкинса зарабатывала преизрядно и доносов хватало. Однако, в Парламент полетели жалобы на произвол и насилие. Была создана комиссия, куда и был вызван Хопкинс. После первого же допроса он предпочёл скрыться.
В это время он издаёт книгу "Изобличение ведьм". Там он хвастает подвигами на ниве истребления слуг Сатаны. Полагаю, хотел изменить общественное мнение в свою пользу. Но не помогло. В 1647 году он умирает от туберкулёза. Говорят, ведьмы отомстили))