Возрождение (Ренессанс) – золотой фонд мирового искусства.
Возрождение делится на четыре периода: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение. Вклад в это течение внесли итальянские, французские, немецкие, нидерландские мастера. Особую ценность представляют работы итальянских мастеров. Но я хочу рассказать не о них.
По-моему мнению, куда больший интерес представляют художники Северного Возрождения ( Нидерланды, Германия, Франция, отчасти – Англия и Испания).
Начало
Западная Европа XV века
Взгляд на мир резко меняется. Совершается множество научных открытий, рост численности и постепенное образование общества. Всё это отражается на искусстве. Люди вновь обращаются к простым истинам. К античности. Всё начиналось там. Происходит отказ от готических и византийских принципов. Мастера Северного Возрождения стремились передать индивидуальную неповторимость человека. Для передачи уникальности, мастера использовали такие жанры, как натюрморт, пейзаж.
Самыми талантливыми художниками Северного Возрождения первой половины XVI века считаются: Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер. О них и пойдет рассказ.
Иероним Босх
Основная идея всех работ: изображение грехов, слабостей и наказание за них.
Жизнь: Настоящее имя художника Ерун Антонисон ван Акен. Ерун родился в 1540 году в семье потомственных художников. Живописью занимался дед Босха – Ян ван Акен.
В 1480 году Босх женился на Алейт Гойарс ван дер Меервне. Брак был заключен, скорее всего, по расчёту, т.к. Алейт принадлежала к богатому и знатному роду, что открыло для Босха доступ в закрытый круг аристократии. Эпоха Иеронима - эпоха главенствующей церкви. Страх перед необъяснимым и суеверие. Всё это сформировало истиричное и рабское мышление у людей. Босх пытается это изобразить на своих полотнах.
Работы: “Извлечение камня глупости”
Людская доверчивость и невежество. В его времена считали, что это можно вылечить, удалив из головы некие “камни глупости”.
Рассмотрим картину. Босх придавал символическую значимость предметам. Перевернутая воронка – шарлатанство. Книга на голове – показная мудрость. Камень, который монах достает из головы, больше похож на тюльпан. В Нидерландах тюльпан символизирует золото. Монах заберёт его себе. Сама картина (в оригинале) круглая, что тоже является символом. Круг-бесконечность. Глупость- вечный и всеобъемлющий порок.
Триптих “Cад земных наслаждений”
Данную картину можно назвать настоящей книгой о жизни и смерти. Через множество деталей Иероним выразил главное: суть греха, расплата за грех, бессмысленность и эфемерность людской жизни.
Немного о смысле деталей. Например, утки – низкие твари(во времена Босха). Лебеди – символ Братства Богоматери, в котором Босх состоял до самой смерти. Утки и лебедь движутся в одну сторону. Это воплощение терпимости. Они плавают около источника жизни. Отсюда следует, что фонтан дает жизнь всем.
Ягоды и плоды - похоть. А ягоды огромные!
Люди в стеклянных сферах - пары. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь хрупка, как стекло. Сферы покрыты трещинами. Любовь невечная. А сколько ещё таких деталей…
Питер Брейгель
Основная идея: Изображал настроение народа во времена буржуазной Нидерландской революции. Бытовой жанр.
Жизнь: Родился в 1520-1530 годах. В 1563 году женился и переселился в Брюссель. Иероним Босх стал главным идолом Питера. Стиль был похожим, но Питер изображал всё прямолинейно и без фантастических образов.
Работы: “Вавилонская башня”
Люди решили достичь небес и сравниться с Богом. Чтобы такого никогда не случилось, Бог дал людям разные языки, и они перестали понимать друг друга. Строительству башни пришёл конец.
На самом деле башня была не достроена по техническим причинам. Здание стоит неровно, нижние этажи рушатся. Перспектив нет! Время – главный враг. Не успели достроить низ и дойти до облаков, как низ рухнул из-за ветхости.
Сама работа поражает своей скрупулёзностью. Мельчайшие детали приковывают внимание и заставляют мозг рисовать различные сюжеты жизни этих “строителей”.
“Крестьянский танец”
Тема простого люда - основа творчества Брейгеля. Жизнь крестьян он изображал точно. Без прикрас. Но утрированное уродство иногда проскакивало.
Картина наполнена многообразием типажей народа. Танцы, выпивка, игры. Тут и калеки, и уродцы. Нидерландская архитектура. Природа.
Без всего этого не было бы “живости”. Не было бы правды. Реальность уродлива, и в тоже время прекрасна.
Альбрехт Дюрер
Основная идея: Поиск идеала человеческой красоты. Идеальные человеческие пропорции. Позже, не найдя эстетичности в людях, он обратился к растениям, а в дальнейшем открыл пейзаж (один из первых).
Жизнь: Художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге.
Работы: Серия пейзажей (1494-1495). Продуманные, детализированные композиции. Ровное, чистое настроение, стремление к гармоничному равновесию форм и ритмов. Всё это определяет характер живописных работ Дюрера.