Итак, заговор против де ля Тремойля, ненавистного временщика и мужа королевской любовницы Катрин ле л'Иль-Бушар, который долгое время готовили Мария Анжуйская и ее мать Иоланда Арагонская, закончился для фаворита очень печально - ударом кинжала в живот и ссылкой в родовое поместье Сюлли-сюр-Луар (фото на обложке статьи). Разумеется, наша героиня Катрин была вынуждена последовать за своим супругом.
А буквально на следующий день Иоланда предложила Карлу VII нового фаворита - Карла, графа Мэнского, своего собственного младшего сына, который знал короля и восхищался им с самого детства. Таким образом, мудрая Иоланда сломала сложившийся формат отношений короля и предыдущих фаворитов, старавшихся лишить Карла VII не только воли, но и власти, прибрав эту самую власть вместе с казной к своим рукам. Граф же Мэнский с искусством опытного психолога своим восхищением подталкивал короля к дальнейшим самостоятельным поступкам (и такие отношения между Карлом и его новым фаворитом сохранились до конца жизни монарха).
Стоит сказать, что он был первым из целой команды советников и военачальников, которую Иоланда постепенно подбирала для короля, пока Катрин вместе с мужем бездумно наслаждались своей жизнью при дворе. Эти талантливые люди в дальнейшем будут верой и правдой служить Карлу VII, вызывая зависть монархов остальных стран, не раз писавших в своих письмах, что у их французского собрата "весьма добрые слуги".
А чтобы король не так сильно печалился от разлуки со своей многолетней любовницей Катрин, при дворе, в свите Изабеллы Лотарингской, жены среднего сына Иоланды появилась совсем юная девушка изумительной красоты с огромными удивленными глазами. Имя ее, до той поры не особо известное, очень скоро станет на слуху не только во Франции, но и во всей Европе - Аньес Сорель, будущая Дама Красоты. (Сразу хочу оговориться, что понятие красоты безусловно отличается от нынешнего, если судить по портретам той эпохи. По крайней мере на мой взгляд 😃)
Разумеется, никто не посмел отнять у крестной матери дофина право бывать при дворе, но Катрин не очень то туда и хотелось. Видеть лицо торжествующей юной соперницы, естественно, не доставляло ей радости, да и встречали ее, хоть и вежливо, но отстраненно - наша героиня была живым напоминанием прошлых времен - нищих и безрадостных. А что до дофина, с учетом, что Катрин никогда не утруждала себя заботой о крестнике, теперь он, который даже собственную бабушку Изабеллу Баварскую (которую он, кстати, никогда в жизни не видел) называл не очень приличным словом, обозначавшим женщину легкого поведения... Я думаю, вряд ли принц лучше отзывался о крестной матери. 🙈
Поэтому наша Катенька оставалась в провинции вместе со своим де ля Тремойлем. Там она по-прежнему производила фурор, принимала ухаживания местных кавалеров, но, конечно, это было уже совсем не то! Казалось, наша героиня вернулась обратно в свое провинциальное детство и получила то восхищение и преклонение, о котором мечтала, будучи совсем юной. Вот только сейчас оно казалось смешным и даже утомительным, напоминая Катрин о том, что время неумолимо, и что сейчас, после внимания сильных мира сего ей остались только провинциальные ухажеры, а возможно, скоро не будет и этих.
Так что, на долю нашей Катеньки оставались только домашние спектакли, такие же домашние балы, охоты с соседями и ... де ля Тремойль. Удивительно, но муж все еще любил ее, несмотря на все ее ветреное поведение. и это, пожалуй, оставалось единственным утешением нашей героини.
Чем закончилась ссылка и в целом история нашей Катрин, я расскажу в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить окончания этой правдивой истории. Предыдущие части "саги" можно найти, зайдя на канал, или здесь:
Ночные королевы. Первый провал чар Катрин де л'Иль-Бушар (часть 14)
Ночная королева Катрин де л'Иль-Бушар. Заговор против де ля Тремойля (часть 13)
Ночная королева Катрин де л'Иль-Бушар на коронации Карла VII в Реймсе (часть 12)