Здравствуй, читатель. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)
Когда мы говорим о нарушении развития, родители обращают внимание на самые явные признаки. И чаще всего запрос звучит так: «Мой ребенок плохо говорит, исправьте речь». Но речь – это комплекс определенных процессов. Как неврологических, так и психических. Поэтому нарушение речи – это проблема, которую надо решать комплексно.
При этом нарушение функций речи может указывать на ряд нарушений развития, в том числе и на нарушение когнитивной сферы. Что входит в когнитивную сферу, и какие тут могут возникнуть проблемы? Все это я рассмотрю в данной статье.
Когнитивная сфера включает в себя все высшие психические функции и влияет на познавательную сферу. Благодаря когнитивной сфере у человека есть возможность обучаться новым навыкам, использовать опыт ранее приобретенных навыков и умений,
Как я уже написала выше, в когнитивную сферу входят все высшие психические функции:
1. Восприятие
2. Память
3. Внимание
4. Мышление
5. Речь
6. Воображение
Восприятие
Это способность познавать окружающий мир с помощью своего сознания. При этом восприятие является целостным отражением предметов, которые воздействовали на наши анализаторы. Например, вы увидели стол и поняли, что это стол, а не кошка. При этом вы увидели размеры стола, его цвет, форму, на каком расстоянии от вас находится стол. Или услышали телефонный звонок, вы не просто его услышали, вы поняли, откуда он, ваш ли телефон издает этот звук, на каком расстоянии и т.д.
Память
Это способность не только запоминать, но так же хранить, узнавать и воспроизводить полученную информацию. То есть если вы учились в школе и во взрослом возрасте вы услышите «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…» И вы тут же продолжите строчки…Ваша память вам позволила не только запомнить, но так же сохранить, узнать услышанное и воспроизвести.
Внимание
Является частью восприятия. Это избирательная направленность того самого восприятия на определенный объект с целью проведения с данным объектом манипуляций. Зачатки непроизвольного внимания можно увидеть уже в первый месяц ребенка. Если малыша заинтересовать погремушкой, то он на несколько секунд сконцентрирует на ней внимание. Пока еще это непроизвольное внимание, но с возрастом развивается и произвольное внимание, когда мы концентрируем его по своему желанию.
Речь
Это форма общения с окружающими людьми, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речью нельзя овладеть в полной мере, если не сформированы другие психические функции.
Мышление
Одно из сложнейших процессов. Оно помогает нам моделировать закономерности окружающего мира и делать из этого выводы. Например, если вы видите стол, вы можете определить письменный он или обеденный, старый или новый. Вы знаете, как поставить к столу стул, чтобы сесть за стол и т.д. Развитие мышления происходит только в том случае если память, восприятие, внимание и речь развиты на достаточном уровне. У человека мышление проходит три этапа: наглядно-действенное, когда ребенок посмотрел, как мама кинула мячик, и он повторил за ней. Наглядно – образное, когда ребенок увидел на картинке мяч и знает, что с ним можно делать. И словесно- логическое, когда ребенок может делать умозаключения на основе полученного опыта, а так же построить причинно-следственную связь: пнул мяч в окно – окно разбилось – что произойдет дальше?
Воображение
Самая абстрактная психическая функция. Она является основой основ для развития мышления. Именно воображение является ведущей психической функцией и у ребенка до 6-7 лет. Оно помогает ребенку построить образы, представления и идеи. Развитие игровой деятельности дошкольника идет на основе воображения, поэтому в дошкольном возрасте не стоит не дооценивать эту психическую функцию.
Очень важно понять, что является причиной того или иного нарушения. Очень часто за нарушением речи скрываются более серьезные проблемы, поэтому можно годами посещать логопеда или биться с репетиторами, что бы ребенок выучил таблицу умножения или начал применять правила орфографии на письме, но не узнав истинную причину нарушения, так и не сдвинетесь с мертвой точки.
Спасибо, что дочитали! А как вы думаете, какая из высших психических функций самая важная? Делитесь своим мнением в комментариях.
Другие мои статьи:
3 блока мозга. Разбираю на примере школьника и школьных проблемах
Как развивается память младшего школьника? И как помочь школьнику быстрее запомнить новый материал
Как развивается произвольное внимание младшего школьника?
4 признака правильного обучения ребёнка